Дети с ОВЗ в школе: как создать им комфортные условия для обучения?
8 ноября 2022
Для детей с ОВЗ огромное значение имеет устройство школьного пространства. Элементы среды, их расположение, взаимодействие – все влияет на то, как ребенок чувствует себя в школе, есть ли у него вообще возможность посещать занятия и сможет ли он ориентироваться на месте без помощи взрослых. В новом материале подробнее поговорим о том, как создать в школе комфортные условия для обучения и общения детей с ОВЗ.
В сфере образования совокупность условий, обеспечивающих всем детям равный доступ к обучению, понимается под термином инклюзия. Равный доступ обеспечивается путем совместного обучения нормотипичных детей и детей с различными расстройствами здоровья и инвалидностью. Выделяют несколько категории детей, которые нуждаются в особых условиях обучения:
Для получения образования детям нужно посещать учебное заведение, подниматься по лестнице на этаж, где расположена аудитория, смотреть на доску. Или, как вариант, сесть дома за стол, включить компьютер и внимательно смотреть онлайн-урок от преподавателя.
Для физически здорового ученика это естественные действия, не вызывающие никаких затруднений. Но ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата не сможет самостоятельно добраться до школы и подняться по лестнице. Для него бывает тяжело просто самому сесть за стол. Ученик с нарушениями слуха не услышит объяснения преподавателя, а слабовидящий ребенок не увидит текст на доске.
- с нарушениями функций зрения,
- с нарушениями слуха и речи,
- с нарушениями двигательных функций,
- с расстройствами поведенческого спектра,
- с расстройствами умственного развития,
- с нарушениями психического развития,
- с комплексным расстройством здоровья.
Для получения образования детям нужно посещать учебное заведение, подниматься по лестнице на этаж, где расположена аудитория, смотреть на доску. Или, как вариант, сесть дома за стол, включить компьютер и внимательно смотреть онлайн-урок от преподавателя.
Для физически здорового ученика это естественные действия, не вызывающие никаких затруднений. Но ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата не сможет самостоятельно добраться до школы и подняться по лестнице. Для него бывает тяжело просто самому сесть за стол. Ученик с нарушениями слуха не услышит объяснения преподавателя, а слабовидящий ребенок не увидит текст на доске.
Школьное пространство для детей с ОВЗ
Детям с ограниченными возможностями здоровья важно создать доступное и бесбарьерное школьное пространство. Каждый ученик должен иметь возможность без труда попасть в здание, добраться до классной комнаты и сесть за свою парту. Инклюзивная среда включает в себя несколько составляющих:
Навигация по школе: разметка, указатели, таблички-пиктограммы, таблички-тексты
- Это в первую очередь пандусы на входе и специальные направляющие на лестницах, ведь учебные аудитории могут располагаться не только на первом этаже.
- Для слабовидящих детей необходима яркая разметка везде, где есть вероятность не увидеть препятствие, споткнуться и упасть. Обычно разметка представляет собой ярки линии желтого или красного цвета, которые наносятся на перила и ступеньки. Сюда же относится тактильная плитка на полу, помогающая определить направление движения.
- Тактильные пиктограммы и таблички со шрифтом Брайля помогут слабовидящим или слепым детям ориентироваться на месте, понять, где находится учебный кабинет и другие помещения.
- Кабинеты, в которых учатся слабослышащие дети, должны быть оснащены аппаратурой для звукоусиления, чтобы каждый ученик мог хорошо расслышать то, что говорит учитель.
Сенсорная среда: освещение, звонок, личные сенсорные принадлежности
- В классах, где учатся слабовидящие дети должно быть дополнительное освещение или индивидуальное освещение каждого рабочего места.
- Для глухих и слабослышащих детей должен быть предусмотрен специальный звонок, который оповестит их о начале и конце занятий. Он может работать по принципу радио или подавать, например, световой сигнал.
Мебель, парты в классе, специальные помещения
- Учебные кабинеты для детей с ОВЗ обязательно оснащаются специальными партами, за которыми удобно сидеть в коляске. Для слабовидящих – это парты с бортиками, чтобы ручки и карандаши не укатились под стол.
- Туалетные комнаты оснащаются поручнями, тактильными плитками и разметкой, а также тактильными мнемосхемами со шрифтом Брайля.
Учебные материалы – бумажные и электронные
Часто дети с ограниченными возможностями здоровья учатся по индивидуальному плану. Это может быть связано с особенностями умственного развития, а также с периодическим амбулаторным или стационарным лечением. Для таких учеников должны быть предусмотрены специальные учебные материалы – карточки, интерактивное оборудование, ПО, тренажеры, клавиатура для слабовидящих и многое другое.
Мебель и оборудование для детей с ОВЗ
Заказать все необходимое для организации доступной школьной среды для детей с ОВЗ можно на сайте ГК "Новация". Мы поможем вам оборудовать входную зону, учебные классы, специальные помещения, холл и коридоры школы. Гарантируем высокое качество товаров и оперативную доставку по России.
Остались вопросы? Позвоните нам по телефонам +7 (345) 257-93-34, +7 (800) 200-52-53 или напишите на почту info@n-72.ru и мы поможем разобраться.
- поможем выбрать товары, необходимые именно вам,
- подберем 3-5 КП,
- при необходимости соберем и установим заказанное оборудование.
Остались вопросы? Позвоните нам по телефонам +7 (345) 257-93-34, +7 (800) 200-52-53 или напишите на почту info@n-72.ru и мы поможем разобраться.
Интересные материалы