Экологическое образование и воспитание
Проблема массового загрязнения окружающей среды и экологии становится все серьезнее с каждым годом. Поэтому так важно уже сегодня начать создавать систему просвещения и образования по вопросам экологии. Главной целью данной системы станет изучение принципов гармоничного развития человека как одного из видов биосферы. Если культура и образование будут идти рука об руку, можно воспитать новое поколение высоконравственных людей. Образованный человек всегда будет думать о последствиях, понимать суть содеянного, а также будет искать способы выхода из той или иной неблагоприятной ситуации. Человек глубоко духовный и нравственный – это свободная личность, которая может пожертвовать личными потребностями и сомнительными ценностями ради освобождения от ярма потребительского общества.
Постулаты и принципы экологического образования
Новый виток развития экологического образования пришелся на начало 90-х. Система экологического образования взяла за основу методологические принципы, которые были сформулированы еще в 80-х годах прошлого века. В частности были использованы труды И.Т. Суравегиной, Н. Захлебного, С. Сластениной, И.Д. Зверева, С.Н. Глазачева. Ученые тех лет придерживались следующих постулатов:
- человечество неразрывно связано с природой, ведь природа – это колыбель человека;
- история человечества – лишь небольшой отрывок истории природы;
- здоровая окружающая среда – основа духовного и физического здоровья человека;
- целостная природная среда – основа для всей жизни биосферы;
- любой труд – это основа взаимодействия общества и человека с природой, а также перемен;
- изменение окружающей среды неизбежно, однако должны быть разумные пределы;
- деятельность разумного человека должна обязательно учитывать законы природы.
По большому счету экологическое образование – это в первую очередь развитие личности, а также овладение ею знаниями для успешного решения целого ряда специфических задач:
- стимулирование интеллектуального развитие человека;
- построение гармоничных отношений природы и человека;
- обогащение мышления человека при помощи современных методов познания;
- создание идеальных условий для бесконечного самообразования;
- преодоление нового уровня научной грамотности;
- социализация человека при помощи погружения в информационную, культурную и техногенную среду.
Непрерывное экологическое образование обладает специфическими чертами, которые можно выразить при помощи следующих принципов:
- Принцип поступательности хорошо иллюстрирует эволюцию образовательного процесса, что в свою очередь помогает человеку двигаться дальше и повышать профессиональный, гражданский и социальный уровень зрелости;
- Принцип непрерывности предполагает всеобъемлющее вовлечение всех членов общества в сферу экологического образования, причем на протяжении всей жизни. Предполагается преемственность среди всех ступеней экологического воспитания, а еще полноценная взаимосвязь общественных, учебных, воспитательных и государственных структур, которые относятся к сфере экологических проблем.
- Принцип плановости (пришедший из экономики) поможет достигать определенных целей при помощи поступательного образовательного процесса. Однако использование принципа плановости возможно лишь в том случае, если базовая и вся последующая подготовка будет представлять собой интегральное целое, а не просто сумму.
- Принцип интегрированности, который подразумевает грамотное распределение частных учебно-воспитательных и общих задач между всеми ступенями системы экологического образования. Лишь при соблюдении данного принципа можно ожидать максимальный эффект от существующего образовательного процесса.
- Принцип преемственности является важнейшим фактором для повышения эффективности образования, благодаря умному использованию всех достижений предыдущих этапов. Чтобы в полной мере воспользоваться этим принципом, необходимо систематически изучать отдельные разделы, темы и дисциплины. Внутренняя согласованность и преемственность системы экологического образования поможет в развитии личности, ее воспитании, а также станет катализатором творческой активности.
Чтобы создать ту самую полноценную систему непрерывного экологического образования, в первую очередь необходимо заняться построением педагогической вертикали:
- первый уровень – детские дошкольные учреждения;
- второй уровень – школа;
- третий уровень – колледж (техникум);
- четвертый уровень – ВУЗ;
- пятый уровень – послевузовское образование.
Стратегические цели экологического образования
Даже если человек идеально усвоит, что такое хорошо, а что такое плохо для экологии, нет гарантий того, что он будет поступать в полном соответствии со своими знаниями. Понимать намного проще, чем определять те или иные поступки. По этой причине необходимо делать особенный акцент на любви к людям, природе и мире в целом, а также добре, красоте, правде. Нельзя ограничиваться лишь сухим описанием губительного воздействия человека на экологию Земли. Моральная сторона вопроса позволяет воспитать здоровые морально-этические нормы, которые бы не вступали в диссонанс с моралью и совестью человека.
Можно сделать вывод, что стратегическая цель образования – это экологическое мировоззрение, основанное на этике, экологической культуре, передовых научных исследованиях. В таком случае цель отождествляется с жизненными и мировыми ценностями человечества. Не обойтись без мощной духовно-нравственной основы человека, ведь в случае ее отсутствия, знания либо мертвы, либо же могут превратиться в разрушительную силу. Поэтому так важно много усилий направить на формирование духовных потребностей, которые просто идеально подходят для познания окружающего мира и потребностей «других людей».
Современность вносит некоторые коррективы в процесс формирования экологического образования. В частности нужно подумать о будущем, поэтому за основу стоит брать идеи устойчивого развития биосферы, коэволюции общества и природы, разрушения пагубных стереотипов, которые сложились за многие годы. Человек будущего должен иметь сильно развитые духовно-нравственные черты, быть экологически грамотным. Все это поможет достичь социальной стабильности.
Ступени экологического образования
Начинать стоит с самых маленьких, то есть с детишек в учреждениях дошкольного воспитания. Уже в таком юном возрасте (4-6 лет) необходимо прививать малышам основы бережного обращения с природой, любви ко всему живому, а также сострадания окружающему миру. Детям очень нравятся предметы, связанные с экологией, особенно если предусмотрена интересная и необычная подача материала, а также общение с животными. Прогулки, занятия и даже игры можно органично комбинировать с программой экологического образования. Родители и воспитатели здесь играют одну из ключевых ролей.
Следующая ступень – это общеобразовательная средняя школа, где дети могут постигать основы экологического образования во время научно-исследовательской работы. Ученики овладеют навыками постановки задач, а также узнают об эффективных способах их решения.
Далее молодежь продолжит изучать экологическую грамоту в различных высших учебных заведениях нашей страны. Множество ВУЗов включили в обязательную программу такие важные предметы как охрана окружающей среды, специальная и прикладная экология.
РФ на федеральном уровне активно поддерживает и помогает дополнительному экологическому образованию в самых разных его проявлениях:
- экологические лагеря;
- детские экологические организации;
- станции юных натуралистов;
- детские экологические экспедиции;
- детские дома творчества;
- различные экологические кружки;
- экологические библиотеки.
Современное состояние экологического образования
Как не прискорбно, однако на сегодняшний день экологическое образование еще не получило широкого распространения среди населения. Одна из причин – это отсутствие осознания всей важности данной дисциплины для человечества и планеты, в общем и целом. Предстоит еще очень много работы, прежде чем вырастет поколение с высокой экологической культурой. Для этого нужно отнести дисциплину в список наиболее приоритетных и важных, разработать более современное и совершенное законодательство для сферы экологии. Вопросы экологии должны стать важной частью государственной политики в ближайшие годы и десятилетия.
В планах сформировать высокую экологическую культуру в обществе, воспитать трепетное отношение к природе, проводить широкое экологическое просвещение, перейти на рациональное потребление ограниченных ресурсов, вести постоянный мониторинг состояния биосферы.
Очень важно вести постоянную работу по экологическому просвещению и распространять важную информацию о природных ресурсах, состоянию окружающей среды, условиях экологической безопасности. Это поможет сформировать в обществе прочные основы экологической культуры.
Население должно быть всегда в курсе о самых последних изменениях в экологическом законодательстве. Причем нет разницы – это изменения на уровне органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственной власти отдельных субъектов РФ, общественными объединениями и т.д.
Еще несколько слов о постулатах экологического образования
Понятие экологическое воспитание можно определить как – непрерывный и постоянный процесс целенаправленного и систематического формирования бережного, гуманного и эмоционально-нравственного отношения к природе и окружающей среде в целом.
Экологическое воспитание должно сформировать у человека выраженную проактивную природоохранную позицию. Главные цели экологического воспитания можно выразить через своды, манифесты, кодексы, но более точно это получиться сделать через постулаты:
- Каждая жизнь неповторима, уникальна. Человек в ответе за все живое, что нас окружает.
- Чем больше видов существует в биосфере, тем она более устойчива.
- Природу не обуздать, она всегда сильнее человека. Она бесконечна и вечна, нельзя с ней бороться, только сосуществование на условиях взаимопомощи.
- Экологический кризис близок как никогда, а причина этого – дестабилизирующее воздействие немыслимых масштабов на окружающую среду.
- По примерным подсчетам, у человечества примерно 20-50 лет, чтобы все исправить, иначе Земля может ответить массовым уничтожением всего живого на ней.
- Антропоцентрическое сознание обязано немедленно смениться экоцентрическим, ведь человеку никогда не обуздать мощь природы.
- Человечество должно приготовиться к радикальному пересмотру существующей системы ценностей, а также нужно отказаться от бездумного потребления, вседозволенности и экологической безответственности.
Сущность экологического воспитания можно точно передать через главные задачи, которые должны сформировать:
- мотивы и ценности для деятельности, которая позволит осознать ценность окружающей природы;
- потребность общения с животными и природой в целом, желание познать ее явления и законы;
- убеждение в необходимости очень тщательном сбережении природы, а также личного и общественного здоровья;
- желание активного участия в различных экологических инициативах.
Неспроста экологическому воспитанию отводят важную роль в современном обществе. Если говорить о сущности экологического воспитания, тогда можно воспользоваться следующими категориями: мировоззрение – ценности – отношение – поведение, как основной компонент системы. Каждому звену отведена своя важная роль, при этом все части прочно взаимосвязаны, что позволяет выстроить единую структуру экологического воспитания.
В результате планомерного и постепенного внедрения экологического образования, у людей должно формироваться современное экологическое мировоззрение. Оно будет базироваться на экологическом мировоззрении и естественнонаучных дисциплинах, которые отражают всю глубину неразрывной связи природы и человека. Экологическое мировоззрение – это основа методов и принципов познания в экологическом воспитании. Педагогика должна быть полностью готова для того, чтобы активно продвигать экологическое мировоззрение в массы.
Не последнюю роль в природоохранном воспитании играют средства массовой информации, которые можно отнести к категории организаций вне системы образования. В частности речь идет о телевидении.
Многие недооценивают важность экологического воспитания, что очень опасно. Все дело в том, что если вовремя не решить экологические проблемы и не перестроить жизненный уклад, человечество может исчезнуть как вид. Сценариев много, но все они неутешительны: вымирание, деградации и различные мутации. Люди должны точно прогнозировать последствия своих действий, взвешивать риски, критически относиться к себе и другим, в совершенстве овладеть самоконтролем. Высокие моральные качества должны всегда проявляться при обращении с природой, ведь Земля наш дом и дом для будущих поколений.