Каким должен быть музыкальный зал в детском саду
Музыкальное сопровождение в обучении ребенка продолжается на протяжении всего пребывания в детском саду. Система музыкального дошкольного воспитания включает знакомство с классическими произведениями, хоровым пением, освоением музыкальных инструментов и танцевальных азов.
Проводимые в детском саду музыкальные занятия относятся к основной форме обучения. Распределяются они согласно утвержденному режиму дня, то есть не больше двух раз в неделю. При этом продолжительность занятий определяется возрастом детей. Например, малышам вполне достаточно уделять музыке от 15 до 20 минут, тогда как шестилетние воспитанники могут проводить на музыкальных занятиях до 45 минут.
Уроки проводятся в музыкальном зале со специальным оборудованием, которое часто играет роль визитной карточки ДОУ. Решается задача формирования у детей целостного восприятия музыкального искусства, происходит обучение сенсорным навыкам, участвующим в развитии умственных способностей.
Максимальное внимание уделяется оснащению музыкального зала. В список обязательного оборудования входят стандартная специализированная мебель, предметы интерьера для размещения учебных материалов, музыкальные инструменты, наглядные пособия, электронные средства обучения и т. д.
Требования современной образовательной программы по отношению к музыкальным залам предусматривают установку звукового, проекционного и светового оборудования, которое обеспечивает занятиям увлекательность и выразительность. Широкий ряд звукового и мультимедийного инвентаря направлен на решение любой задачи, в зависимости от бюджета.
Специальная акустика используется в программе развивающих занятий и в проведении концертов, спектаклей и утренников. Проекционное оборудование применяется в затемненных помещениях, что вполне возможно в музыкальном зале современного ДОУ. Помимо этого предъявляются требования СанПиНов к естественному и искусственному освещению, так как музыкальный зал должен быть просторным и светлым.
Чем шире ассортимент музыкальных инструментов, тем богаче музыкальные и эмоциональные впечатления дошкольников. Предлагаются ударно-шумовые, клавишные, духовые, струнные и язычковые музыкальные инструменты.
Знакомство ребенка с музыкой начинается с шумовых музыкальных инструментов. Это маракасы, шейкеры и трещотки, которые способствуют появлению чувства ритма и создают основы для музыкального развития.
К ударным инструментам относятся имеющие звукоряд ксилофоны и металлофоны. Для их эксплуатации используются палочки как с резиновыми, так и с деревянными наконечниками. Колокольчики, бубны, кастаньеты, треугольники, бубенцы и барабаны являются инструментами без звукоряда.
Струнные инструменты требуют определенных навыков в освоении игры, например, ловкости рук и хорошего слуха. Часто используемый вариант струнно-щипковых музыкальных инструментов для ДОУ составляют гусли и цимбалы.
При игре на духовых музыкальных инструментах производится извлечение звуков с помощью вдувания воздуха. Логично предположить, что для владения искусством игры потребуется большой объем легких и хорошая моторика рук. Дети пятилетнего возраста могут начать обучение с занятий на дудочке.
Клавишные музыкальные инструменты представлены синтезаторами, игру на которых могут освоить даже двухлетние дети. Эти инструменты в большей степени ориентированы на общее развитие малышей, чем на серьезное увлечение.
Для проведения занятий в музыкальном зале дополнительно приобретаются музыкально-дидактические игры и пособия. Их разнообразное содержание и красочное оформление позволяет мотивировать детей на прослушивание музыки, пение, изучение танцевальных движений.
Упомянутые выше занятия развивают у детей ритмический, звуковысотный, тембровый и динамический слух, музыкальную память и культуру, эрудицию и более тонкое восприятие окружающего мира. Требования ФГОС направлены на соответствие пространственной среды возрастным особенностям детей. Она должна быть максимально содержательной, насыщенной, многофункциональной, вариативной, понятной и полностью безопасной.