Какой должна быть мебель в школе
Производство учебных парт, стульев, досок, оборудования для лабораторий и мастерских осуществляется с использованием передовых технологий, а также с применением безопасных, износостойких материалов. Мебель, предназначенная для использования в школах, строго соответствует нормам, установленным в ГОСТ 22046-2002, где подробно описаны требования к этим изделиям. Дополнительная информация о размерах, типах учебных комплектов есть в ГОСТ 5694-1993.
Школьная мебель: основные виды
Стандартный набор школьной мебели включает:
-
Доску. На ней учителя и ученики пишут/рисуют.
-
Парту. Она объединяет стол и скамейку для одного/двух учеников.
-
Стул. Стул имеет спинку, он может выпускаться с подлокотниками и без них.
-
Учительский стол. Столы для учителя могут быть стандартными и специализированными. Эти изделия могут иметь деревянный/металлический каркас, а также они оснащены надстройками, специальными ящичками, встроенными тумбами, нишами.
Мебель для школ делится на несколько групп: лабораторная, гардеробная и мебель для столовых.
Также есть специальные гарнитуры для оснащения библиотек, учительских, актовых залов. В кабинетах труда ставят верстаки, а в компьютерных кабинетах используются специальные парты. В классах химии столы могут быть соединены с сантехническими приборами. Кроме того, также применяются и универсальные варианты мебели для обустройства зон отдыха.
Требования к мебели
Ученические столы должны обладать сроком службы более 10 лет. Стеллажи, полки, шкафчики должны надежно служить от 20 лет.
Среди общих требований от ГОСТ, СанПиН:
-
Педагогические. Они направлены на обеспечение эффективного проведения уроков. В зависимости от специфики предмета, в кабинетах школы могут требоваться особые виды мебели. Например, для кабинетов химии требуются специальные столы, а в классах рисования столы могут быть совмещены с мольбертами для удобства работы учащихся.
-
Санитарно-гигиенические. Направлены на создание приемлемых условий для обучения. Внимание должно уделяться безопасности, надежности и долговечности мебели. Например, покрытие мебели должно быть легко моющимся, а материалы, используемые в изготовлении, не должны выделять вредных компонентов.
-
Эргономические. Они учитывают физиологические/анатомические особенности развивающегося организма детей, учитывая их возраст и рост. Важно, чтобы учебные парты и стулья были удобными для использования. При этом уделяется внимание оптимальному расстоянию между соседними столами, удаленности доски и не только.
-
Производственно-экономические. Они предполагают выбор качественной мебели и её грамотную сборку.
-
Архитектурно-художественные. Цветовые решения для мебели подбираются в соответствии с общим дизайном интерьера.
Мебель должна быть без острых углов, все гарнитуры должны быть прочными, устойчивыми и изготовленными из экологичных материалов.
Маркировка мебели для школ
Маркировка мебели для школ производится из 1972 года. Для обозначения применяются метки: числовые, цветовые. Числовая маркировка включает следующие данные:
-
Номер предмета, указывающий на тип, класс, характеристики мебели;
-
Ростовой диапазон школьников, для которого данная мебель предназначена.
Цветовая маркировка является более информативной. Она представлена в виде круга с диаметром 10 мм. Размещается она сразу на 2 сторонах изделия. Цвет маркировки указывает на размер изделия:
-
Белый – стол высотой 400 мм, сиденье стула – 220 мм;
-
Оранжевый – соответственно 460 и 260 мм;
-
Фиолетовый – 520 и 300 мм;
-
Желтый – 580 и 340 мм;
-
Красный – 640 и 380 мм;
-
Зеленый – 700 и 420 мм;
-
Голубой – 760 и 460 мм.
При подборе обозначений строго соблюдаются все установленные нормы. Цветовая маркировка может быть представлена в виде полосы шириной от 10 до 15 мм, чтобы она хорошо видна была в проходах между рядами.
Как расставляют столы в классе исходя из роста учащихся?
В первых рядах располагаются столы с меньшими номерами, увеличивающимися по мере удаления от доски. Если требуется разместить высокие столы в первом ряду, то для них предусматриваются крайние ряды.
Как измерить рост учащегося?
Для измерения роста ученика можно использовать специальные мединструменты: рейка или ростомер. На ростомере есть деления с интервалом в 150 мм, в которые проставляются номерные группы мебели. Если данные о росте берутся из карточки, то к результату добавляются 20 мм (высота подошвы обуви).
Какое должно быть расстояние между рядами и от боковой стенки до края столешницы?
Расстояние между рядами и от боковой стены до края столешницы должно составлять от 500 до 700 мм.
На какой высоте должна быть размещена доска?
Школьная доска для учеников размещается на высоте от 800 до 900 мм от пола.