Конструирование и робототехника в ДОУ в условиях ФГОС
Организация системы, как правило, требуется для инновационных процессов в системе образования. При этом особенно ценится дошкольное воспитание и обучение. В период раннего возраста все фундаментальные компоненты формируют личность ребенка.
Работа над мотивацией творческого развития и обучения дошкольника, а также умение пробудить его интерес к познавательной деятельности являются главными задачами для педагогов в рамках ФГОС. Задачи довольно сложные и требуют особого подхода и условий обучения. В первую очередь большое внимание уделяется конструированию.
В детском саду конструирование всегда было на особом счету, но с некоторым приоритетом в сторону конструктивного мышления и развития мелкой моторики. Сегодня новые стандарты нуждаются в новом подходе.
В частности конструктор помогает решить задачи, связанные с образовательной деятельностью среди дошкольников по следующим направлениям:
-
Работа над развитием мелкой моторики рук, познавательной и исследовательской активности.
-
Формирование художественно-эстетического вкуса.
-
Закладка основ планирования деятельности и анализирования проделанных работ.
-
Формирование у детей способностей по передаче особенностей предметов с помощью конструктора.
-
Работа над стремлением к самостоятельным творческим проявлениям.
-
Формирование у детей навыков использования в конструктивной деятельности схем, чертежей, моделей.
-
Закладывание навыков общения друг с другом.
Ключевые формы организации обучения детей дошкольного возраста робототехнике и конструированию:
-
по образцу
-
по модели
-
по предусмотренным условиям
-
по простым чертежам и схемам
-
по заданной теме
-
по творческому замыслу
В обучении дошкольников согласно их возрастным особенностям используются различные виды конструктора. Например, конструктор с удобными деталями «Конструктор Дупло» для творчества детей от полутора до пяти лет и с меньшими по размеру деталями конструктор Дакта, предназначенный для использования детьми от четырех лет.
В детском саду дети разных возрастов занимаются конструированием в доступной игровой форме, от простого с плавным переходом к сложному. Первоочередное значение взаимодействия с конструктором заключается в побуждении работать. При этом задействованы оба полушария головного мозга, что благотворно отражается на всестороннем развитии ребенка.
Дети неосознанно осваивают устный счет, состав чисел, а также выполняют несложные арифметические действия. При этом непроизвольно складываются ситуации, когда они рассказывают о том, как увлеченно работали, строили. Детям важно делиться своими открытиями, это влияет на развитие речи и умение держаться на публике легко и уверенно.
Ребенок проделывает большой путь от простых кубиков к конструкторам из геометрических фигур, затем пробует свои силы в работе с первыми механизмами и программируемыми конструкторами. Конструкторы с возможностью программирования посредством компьютера, управляются при помощи батареи, входящей в комплект вместе с лего-деталями.
Программирование происходит не только через компьютер, но и благодаря установке специальных программ. Например, конструктор с программами, которые составляет сам ребенок, с помощью пластиковых карточек с заложенными определенными функциями. Набор состоит из 200 штук. Ребенок должен провести по устройству считывания карт. Программа вводится в память, и модель выполняет определенный функционал.
Игры с уклоном в исследования с образовательными конструкторами вызывают интерес и мотивируют на открытия, формируют готовность самостоятельно решать проблемные ситуации, умение изучать проблему, анализировать ресурсы, предлагать и реализовывать решения, пополнять технический и математический запас слов у ребенка, мотивировать на выдвижение идей.
В процессе обучения не менее важна способность адаптироваться в коллективе, умение вживаться в заданные роли, распределять обязанности, и следовать установленным правилам поведения. Каждый ребенок должен участвовать в разных ролях. Использование образовательных конструкторов помогает детям самостоятельно приобретать знания, решать практические задачи или проблемы с учетом интеграции знаний из различных предметных областей.
Следствием проектной деятельности становится, как вариант, возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя. У детей появляются волевые качества и навыки взаимодействия и партнерства.
Оптимальные расходы финансовых средств. Оборудование в единственном экземпляре может использоваться в нескольких возрастных группах детского сада. Можно менять цели и задачи в каждой возрастной группе.
Во многом играет роль подхода к вопросу обеспечения предметно-развивающей среды. Центр конструирования занимается развитием детского творчества и конструкторских способностей и считается достаточно мобильным. Его практичность состоит в легкости перемещения в любое место. В содержимое строительного уголка входят разные конструкторы, кубики, деревянный строительный материал крупного и мелкого размеров, схемы и чертежи построек, которые позволяют организовывать конструктивную деятельность с определенной группой воспитанников, а также подгруппой, при этом разворачивая строительство на ковре или на столе.
Необходимо выстроить окружающее пространство с комфортом для каждого ребенка, с возможностью реализовать собственную индивидуальность, быть личностью среди своих ровесников в группе. Среда должна восприниматься родным домом, который хочется посещать с радостью и оставаться в нем долгое время.
Целенаправленный и систематический режим обучения конструированию детей дошкольного возраста очень важен при подготовке к школе. Оно формирует умение учиться, стремиться к результатам, получать знания и делать открытия в окружающем мире, осуществлять первые шаги в учебной деятельности.
Работа такого рода не заканчивается в детском саду, у нее есть продолжение в школе.
Конструирование и робототехника являются важными направлениями, с учетом инноваций. Эти занятия — отличная возможность для ребенка получить конструктивные и творческие навыки, а также приобщить детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
Разнообразные методические пособия позволяют воспользоваться практическими рекомендациями для педагогов детского сада. Они включают рекомендации организации конструктивной деятельности детей с распределением по возрастным особенностям.