Оснащение ясельной группы в детском саду
В сегодняшних реалиях, ДОУ должны выполнять следующие задачи – качественная подготовка к школьному этапу и полноценное развитие детей. Регламенты ФГОС стали главным пособием для функционирования детских садов. Данные нормативы регулируют вопросы режима работы, содержание воспитательного и образовательного процесса, определяют перечень необходимого оборудования.
Строгое следование ФГОС позволяет создать одинаково равные условия образования для каждого ребенка, учитывая их возраст, предпочтения, навыки и склонности. Дошкольные образовательные организации в РФ могут принимать детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Детям разной анатомо-физиологической группы, нужны разные условия пребывания в детском саду, поэтому данный фактор нужно обязательно учитывать. Дети возрастом от 2 месяцев до 2 лет, требует много внимания. Также им необходима особая образовательная программа. Оборудование должно соответствовать возрасту и росту малышей, а еще общепринятым техническим стандартам. Мебель, игрушки и другие устройства могут использоваться в ДОУ, только при наличии документов соответствия нормам безопасности и происхождения.
Состав групповой ячейки
К формированию предметно-развивающей среды, выдвигаются особые требования: комфортное, грамотное и продуманное зонирование.
Групповая ячейка состоит из таких зон:
- Буфетная. Отдельное помещение для раздачи готовых блюд, мытья столовых приборов и остальной посуды.
- Приемная. Пространство предназначенное для встречи малышей. В этом помещении их переодевают, а верхнюю одежду хранят в шкафчиках.
- Групповая. Помещение, выполняющее разные функции: игровая, спальня, гостиная.
- Туалетная. Помещение для выполнения гигиенических нужд, оснащенное раковиной, туалетом.
Каждая зона имеет стандартную комплектацию, учитывая возрастную группу. Для совсем маленьких, могут быть установлены дополнительные устройства, чтобы обеспечить надлежащую среду.
Приемная зона
В дошкольной образовательной организации, ясельные группы размещаются строго на первом этаже. Приемная зона, согласно типовому проекту, всегда предшествует групповой и выполняет важные функции. Помещение используется как визитная карточка групповой ячейки. В этом месте ежедневно принимают малышей, разговаривают с родителями. Раздевальная должна иметь приятную атмосферу и привлекательный дизайн интерьера.
Исходя из функций раздевалки, помещение должно быть оборудовано следующими предметами:
- Банкетки рассчитанные для детей. Исходя из бюджета организации, можно купить недорогие банкетки или скамейки, сделанные из ЛДСП с мягкими спинками и сиденьями. Выбор цветовой гаммы зависит от интерьера. Главное – надежность и безопасность для детей.
- Индивидуальные детские шкафчики для хранения одежды. Секционные конструкции подходят идеально, ведь позволяют рационально заполнять пространство.
- Сушильные шкафы. Раздевалка должна быть оборудована сушильными шкафами, чтобы уличная обувь и одежда могла высушиться, пока дети находятся в саду. Допускается использование стальных конструкций, оснащенных терморегулятором и перфорированными полками для вещей.
- Шкаф для вещей педагога-воспитателя. Подойдет шкаф-купе или шкафы с несколькими дверьми.
- Приемная для младенцев должна быть рассчитана и на матерей, где они могут спокойно покормить малышей или раздеться. Стандартный набор оборудования для данной зоны, должен включать такую мебель:
- Ширма. Подойдет недорогая пластиковая занавеска для раздевалки. Главное позаботиться о цвете изделия, чтобы он сочетался с общим интерьером.
- Детский столик для пеленания. Хороший вариант для ДОУ – изделие из ЛДСП, недорогое, долговечное, безопасное, часто имеющее красочное оформление. Обязательный элемент мебели зоны грудного вскармливания.
- Шкаф для одежды. Пока мамы будут кормить, в них можно оставить верхнюю одежду. Ассортимент подобных металлических конструкций очень разнообразен.
- Подставка для ног и стул. Необходимы для комфортного размещения кормящих мам. Если бюджет позволяет, небольшой диванчик будет кстати.
Особенности групповой зоны
Главная задача предметно-развивающей среды – формировать коммуникативные навыки, всеми способами помогать в воспитании и полноценном развитии, а также развивать самостоятельность детей. Помещение должно быть многофункциональным, иметь пространство с гибким зонированием. Зачастую групповая делится на спальню, игровую, обеденную и туалетную зоны.
Обеденная зона
Обеденная зона должна отвечать нескольким требованиям – эргономичность и функциональность. Отдельная зона кормления должна быть своя, у каждой возрастной группы:
- Зона кормления малышей возрастом от 6 месяцев до 1 года. Дети садятся за общим столом, на специальных высоких стульчиках.
- Зона кормления самых маленьких. Она должна оснащаться пеленальным столиком.
- Для малышей возрастом 1-2 года, которые уже могут кушать самостоятельно, рекомендуются столы на четверых, изготовленные из безопасных материалов. Стульчики должны быть рассчитаны на определенную возрастную группу.
Игровая зона
Все дети очень любопытны и подвижны. В процессе познания нового для них мира, они не могут себя оградить от множества опасностей. Поэтому мебель, игрушки и другие предметы пространственной среды должны отвечать большому списку требований безопасности. Хрупкие и мелкие детали, острые углы – это все запрещено.
СанПиН и ФГОС предусматривают следующее оснащение группы для детей раннего и младенческого возраста:
- Стенки и шкафы для игрушек. Самые разнообразные деревянные стеллажи, которые размещают по периметру комнаты. Они необходимы для упорядоченного хранения игрушек. Для всего остального, используются пластиковые контейнеры.
- Оградительный барьер. Изделия модульного типа, которые позволяют по-разному организовать пространство помещения.
- Общий манеж. Игровые группы использует манежи, чтобы обеспечить максимальную безопасность детей. Манежи бывают индивидуальными либо же большими для группы малышей. Конструкция может быть круглой, овальной, квадратной.
- Стул и отдельный стол воспитателя. Чтобы снизить нагрузки на воспитателя, необходимо ему организовать комфортное рабочее место. Мебель не должна иметь острых углов, а столешница делается из ударопрочного материала.
- Мягкие игровые модули. Разные изделия в виде машинок и других предметов, необходимые для развития двигательной активности и обеспечения увлекательного досуга. Конструкторы, состоящие из мягких модулей, способствуют тренировкам воображения и мышления.
Какие игрушки нужны для детей раннего и младенческого возраста
Первые годы жизни ребенка сопровождаются очень стремительным развитием, а также не менее стремительным изменениям потребностей, интересов. Согласно официальным рекомендациям СанПиНа и ФГОС, дети младенческого возраста требуют следующих игрушек:
- Погремушки-подвески, неваляшки и резиновые игрушки со звуком. Необходимы для нормализации нервной системы, развития мелкой моторики рук у детей возрастом от 3 до 6 месяцев.
- Погремушки в виде кольца, с ручкой, разные очень яркие подвесные игрушки. Они хорошо развивают у малышей зрительное восприятие.
- Большие машинки, куклы, много разных ярких игрушек. Они способствуют быстрому развитию мышления, особенно у деток от 9 месяцев.
- Игрушки заводного типа, шары, мячи. Данные игрушки учат правильно понимать человеческую речь, обращаться с предметами малышей возрастом от 6 до 9 месяцев.
Спальная зона
Своевременный и полноценный сон – это залог крепкого здоровья малыша на всю жизнь. Атмосфера уюта и безмятежности в спальной зоне, обеспечат крепкий сон и быстрое засыпание детишек. Поэтому при выборе оформления, предпочтение отдают пастельным тонам и нежным оттенкам, без использования ярких элементов. Неокрепшую психику нужно беречь и не волновать лишний раз.
Младенцы и малыши чуть постарше, по возможности, должны иметь отдельные спальные зоны.
Правильная комплектация спальной зоны, регламентируется нормами СанПиНа и ГОСТа, подразумевается следующие виды мебели:
- Кроватки для размещения детей раннего возраста. Данная мебель обязательно оснащается невысокими бортиками, чтобы не упал. Для изготовления должен использоваться массив дерева, высокого качества, отвечающий экологическим стандартам. При скромном бюджете заведения, допускается мебель из безопасного ЛДСП.
- Ясельные кроватки для самых маленьких (младенцев). Большой популярностью пользуются модели на колесиках. Они очень мобильны, их можно быстро переместить в другое место. Комфорта в использовании добавляет регулируемое ложе.
- Столики для пеленания. Чаще всего выполняются из дерева, а также ЛДСП. Мебель имеет дополнительные полочки, вешалки, крючки, для размещения принадлежностей.
- Шкаф для белья. Элемент мебели делится на несколько секций, с отдельными дверками, чтобы удобно размещать содержимое. Материал изготовления может быть разный, порой с яркими и цветными фасадами.
- Стул и стол для педагога-воспитателя. Подойдет самая простая модель, без каких-либо излишеств в виде полок, ящиков. Стул на железных ножках, с мягкой обивкой будет хорошим выбором.
Правильно организованная спальная, больше не требует внесения корректив в обустройство. Воспитателю нужно лишь вовремя организовывать регулярную влажную уборку, проветривание, смену белья.
Туалетная зона
- Вешалки для полотенец. При небольшой площади помещения, рекомендуется использовать двусторонние или двухъярусные конструкции.
- Пеленальный столик. Изделие изготавливается из влагоустойчивых материалов, из-за повышенного уровня влажности в помещении.
- Дети разного возраста, должны производить гигиенические процедуры с одинаковым удобством. Поэтому помимо обязательной сантехники, в помещении должна быть специальная мебель:
- Шкафы для хозинвентаря. В отдельном шкафу с дверцами, должны храниться все необходимые принадлежности хозяйственного назначения. Если вещей не так много, вполне достаточно компактного, узкого пенала.
- Шкафы для горшков. Мебель должна быть открытого типа, чтобы вмещать всю туалетную утварь. Для придания эстетичного вида, выбирают изделия с привлекательным внешним видом.
Особое внимание к оформлению уличного пространства
Прогулки на свежем воздухе, активные игры – это обязательная часть ежедневного графика ДОУ, а также образовательной программы в целом. Для этого выделяется отдельная игровая зона, на территории учреждения.
- Чтобы дети не испытывали неблагоприятного и порой вредного воздействия окружающей среды, необходимы специальные открытые веранды и навесы.
-
Навесы для тени, делают с деревянными полами, также может использоваться другой безопасный материал. Три стороны строения ограждают защитными конструкциями полуметровой высоты.
-
Для самых маленьких воспитанников ДОУ, прогулочные веранды разрешается пристраивать прямо к зданию детского сада. Пристройка может использоваться как место для прогулок или обеденного сна. Однако они не должны снижать уровень освещенности других помещений, где в течение дня находятся дети.
- На территории сада должна быть предусмотрено место для организованного хранения колясок, уличных игрушек.
Чтобы ребенок с большим интересом познавал мир и полноценно развивался, очень важно еще с раннего детства создать все условия для этого. Компания «Новация» поможет организовать предметно-развивающую среду, благодаря которой, дети будут расти счастливыми, умными и здоровыми.