Внеурочная деятельность по ФГОС
Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) определил уникальность внеурочной деятельности. Она аналогична тем изменениям, которые коснулись стандартов начальной и основной школы. Измененный ФГОС были запущен 1 сентября 2022 года. Чтобы успешно адаптироваться к новым правилам, нужно тщательно ознакомиться с ними и должным образом их применять.
Целью ФГОС является создание единого образовательного пространства во всей России, что упрощает перемещение учащихся между разными школами и переход на домашнее обучение.
Также ФГОС обеспечивает непрерывность образовательных программ, благодаря чему учащимся на каждом этапе обучения предоставляется необходимый объем знаний для успешного завершения образования на следующем этапе. Если ученик не окончит программу 4-го класса, он будет лишён возможности поступить в 5 класс.
Все учебные заведения России, как государственные так и частные обязаны следовать ФГОС.
ФГОС включают в себя:
-
Начальное общее образование (1–4 классы).
-
Основное общее образование (5–9 классы).
-
Среднее общее образование (10–11 классы).
ФГОС первого поколения
ФГОС стандарты начали разрабатываться в 2004 году и были приняты под названием «Государственные образовательные стандарты». Они придавали первостепенное значение предметным результатам, а не индивидуальным характеристикам школьников. Особое внимание было уделено накоплению информации, которую учащиеся должны были освоить. Стандарт очень подробно определял содержание учебных программ на разных этапах обучения, но ему иногда не хватало конкретности и это было немаловажно для пересмотра.
ФГОС второго поколения
Второе поколение ФГОС было внедрено поэтапно. Для начального общего образования (НОО) оно вступило в силу в 2009 году, для основного общего образования (ООО) - в 2010 году, и для среднего общего образования (СОО) - в 2012 году. Здесь упор был поставлен не только на результаты обучения, но также на развитие универсальных учебных навыков и умений. Основной целью для учителей стало не только донести информацию, но и обеспечить возможность её использования учениками.
В новой версии ФГОС большое внимание уделялось проектной и внеурочной деятельности, а также патриотическому воспитанию обучающихся. Данные стандарты помогали сформировать уважение к закону, толерантность и стимулировали здоровый образ жизни.
ФГОС третьего поколения
Некоторые из стандартов стали необязательными для выполнения, а описания некоторых аспектов сделались более подробными и детализированными. Подобные аспекты стандарта были обсуждены в родительских и профессиональных сообществах, а затем протестированы некоторыми школами. Новые требования к стандарту вступили в силу с 1 сентября 2022 года.
Основные изменения в стандартах
-
Расширение возможностей образовательных учреждений. Учреждениям предоставлено право разрабатывать и внедрять индивидуальные учебные планы с программами, которые вносят более углубленное изучение отдельных предметов.
-
Большая детализация. Результаты, которые должны быть достигнуты в результате образовательного процесса, теперь более точно определены. Учащимся было ясно, какие конкретные сведения им нужны для усвоения. К примеру, для более глубокого понимания информационных технологий, школьникам необходимо понимать назначение таких языков программирования как Python, C++ и Java.
-
Более конкретное описание патриотического воспитания, о котором говорилось в предыдущей версии ФГОС.
-
Введение понятия "функциональная грамотность". Функциональная грамотность является неотъемлемым атрибутом образования. Согласно новым стандартам ФГОС, функциональная грамотность - это способность решать учебные задачи и справляться с жизненными ситуациями в процессе обучения используя приобретенные за время учёбы знания. К примеру, обучение больше не сводиться к запоминанию случайных фактов без способности применить их в реальной жизни. Цель – помочь учащимся применять свои знания и умения в реальных ситуациях, таких как выбор профессии. Введение отдельных занятий для данной цели не предполагается, однако формирование и оценка функциональной грамотности должны органично вписываться в образовательный процесс.
-
Объединение обучения и воспитания. Обновленный образовательный стандарт выдвигает важность интеграции учебного процесса и воспитания. Это подразумевает более детальное описание аспектов воспитания с акцентом на гражданско-патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, физическом и экологическом воспитании. Кроме того делается упор на ценности научного знания и каждый из данных аспектов подвергается более глубокому анализу. К примеру, гражданско-патриотическое воспитание в современном обществе подразумевает формирование толерантного отношения к окружающим и неприятие любых форм дискриминации. Ученику следует быть готовым к тому, что он будет участвовать в гуманитарной деятельности.
-
Исключение второго иностранного языка из числа обязательных предметов. Вновь второй иностранный язык больше не входит в обязательный перечень предметов. Теперь решение об его включении в учебную программу зависит от решения школы и мнения родителей. Раньше, некоторые школы были вынуждены предоставлять второй иностранный язык на постоянной основе.
Внеурочная деятельность по новым ФГОС
Новый стандарт утверждает, что достижение образовательных целей более не ограничивается только уроками. На сегодняшний день внеурочная деятельность является значимой частью образовательного процесса.
Содержание внеурочной деятельности
В деятельность следует включать мероприятия, направленные на социальное, интеллектуальное творческое и гражданско-патриотическое развитие учеников. Школы должны стремиться создать условия для детей, которые помогут раскрывать свой потенциал и получать поддержку в случае затруднений при обучении.
Программы внеурочной деятельности по новым ФГОС должны акцентироваться на воспитательных аспектах. Важно, чтобы их интегрировали с основной педагогической программой воспитания в образовательной организации.
Планирование внеурочной деятельности
Создание учебных планов, которые обеспечивают непрерывность образовательных программ на всех уровнях обучения - это новый подход к составлению плана внеурочной деятельности в рамках новых ФГОС. В план следует включить общие элементы, доступные для всех учащихся. Рассмотрим данный процесс детальнее.
-
Для проведения "Разговоров о важном" выделяется 1 час в неделю. Эти уроки посвящены патриотическому, нравственному и экологическому воспитанию. Их проведение назначено на понедельник (первый урок).
-
1 час в неделю посвящается формированию функциональной грамотности учащихся, охватывая финансовое положение.
-
1 час в неделю посвящается занятиям, направленным на основы предпринимательской деятельности.
Кроме того, вариативная часть плана внеурочной деятельности может включать:
-
3 часа в неделю, направленных на удовлетворение интеллектуальных и социокультурных потребностей школьников, включая углубленное изучение отдельных предметов, проектную, исследовательскую деятельность и образование в области истории.
-
2 часа в неделю, связанных с социальными интересами и потребностями учащихся, включая участие в Российском движении школьников, Юнармии и проекте "Россия — страна возможностей".
-
2 часа в неделю отводятся на творческие и спортивные занятия, включая работу в школьных театральных студиях, спортивных клубах, музеях и деятельность в рамках программы развития социальной активности начальных классов "Орлята России".
Особенности организации внеурочной деятельности
Реализация основных образовательных программ начального и основного общего образования, включая внеурочную деятельность, требует комплексных организационных и управленческих мероприятий.
Данные мероприятия включают в себя изменения в локальных нормативных документах образовательных учреждений, планирование и внедрение мер по обеспечению условий для организации внеурочной деятельности (включая аспекты кадрового, материально-технического, финансового и информационного обеспечения), а также организацию методической поддержки на уровне федеральных, муниципальных и региональных структур образовательных заведений.
Уроки в рамках "Разговоров о важном" должны осуществляться классными руководителями, учителями истории, обществознания, а также руководителями школьных музеев и остальными специалистами, способными эффективно организовать информационно-просветительскую деятельность, ориентированную на патриотические, экологические и нравственные аспекты.
Перед тем как применять новые ФГОС, необходимо провести самоанализ готовности образовательной организации к внеурочной деятельности.