Методика Е.А.Стребелевой: определение уровня развития детей с двух лет
4 января 2022
При работе с «особенными» детьми очень важна ранняя диагностика развития. Чем раньше начнется целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно и предупреждение нарушений развития. Для ранней диагностики отлично подойдет методика Е.А. Стребелевой, о которой мы подробно поговорим в нашем новом материале.
Стребелева Елена Антоновна – доктор педагогических наук, профессор, руководитель проекта «Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами». Елена Антоновна создала современный способ диагностики и коррекции умственной отсталости детей и определила перечень работ по их воспитанию.
Суть методики заключается в том, чтобы в привычной игровой, непринужденной обстановке выявить психологические и логопедические проблемы у ребёнка. Для этого используются простые игрушки - матрешка, пирамидка, мячи, кубики. По технике работы с предметами и скорости усвоения материала удаётся судить об интеллекте в том возрасте, когда развить его проще всего.
Все игры по методике Стребелевой протестированы системой образования и получили одобрение для использования в обучении детей с 2 до 7 лет. Это позволяет внедрять методику в обычных детских садах, заменяя ей традиционные и уже устаревшие игры.
Диагностика по методике Стребелевой направленна на определение уровня развития:
Методика рекомендована специалистам психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), психологам и дефектологам дошкольных общеобразовательных учреждений.
Суть методики заключается в том, чтобы в привычной игровой, непринужденной обстановке выявить психологические и логопедические проблемы у ребёнка. Для этого используются простые игрушки - матрешка, пирамидка, мячи, кубики. По технике работы с предметами и скорости усвоения материала удаётся судить об интеллекте в том возрасте, когда развить его проще всего.
Все игры по методике Стребелевой протестированы системой образования и получили одобрение для использования в обучении детей с 2 до 7 лет. Это позволяет внедрять методику в обычных детских садах, заменяя ей традиционные и уже устаревшие игры.
Диагностика по методике Стребелевой направленна на определение уровня развития:
- предметно-игровых действий;
- восприятия формы, величины, цвета;
- целостного восприятия предметного изображения;
- наглядно-действенного и нагляднообразного мышления;
- предметного рисунка, понимания сюжетного изображения;
- связной речи;
- сформированности количественных представлений;
- умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходства и различия;
- умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец;
Методика рекомендована специалистам психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), психологам и дефектологам дошкольных общеобразовательных учреждений.
Принципы диагностики А.Е. Стребелевой
Принцип комплексного подхода
Диагностика раннего развития должна являться частью комплексного обследования. Если есть основания предполагать, что проявляются нарушения в психическом развитии, должны быть применены также методы изучения истории развития ребенка, наблюдения за его поведением, играми.
Принцип целостно-системного обучения
Предполагает исследование связей между психическими нарушениями и причинами, их вызывающими, установление самых главных и менее значимых.
Принцип динамического изучения
Предполагает рассмотрение состояния ребенка в настоящем, а также в динамике, с учетом влияния развития при использовании специальной корректирующей программы.
Принцип качественного анализа
Все полученные данные должны учитываться во взаимодействии психического развития ребенка и особенностей его личности. В нем отмечается его личное отношение к заданиям, к результатам выполненных работ, характеру ошибок.
Как проходит диагностика
Во время диагностики ребенку предлагается выполнить разнообразные задания, которые оцениваются по четырехбальной системе. Например, собрать и разобрать матрешку из 2-3 куколок, сложить пирамидку из трех колец, сложить пазлы из 2-3 деталей, выбрать кубики по цвету. Некоторые занятия дублируются по типу, чтобы исключить влияние субъективных факторов.
Предлагается найти парные картинки, нарисовать дорожку или домик. Ребенок может нарисовать каракули, черкать что-то с определенной целью, нарисовать линии, напоминающие картинку, или выполнить задание.
Для каждого задания есть инструкция, помогающая поставить оценку. Например, ребенок может разобрать и сложить матрешку, сделать это, подражая взрослому, пытаться самостоятельно справиться, но не может сопоставить размеры, тянет матрешку в рот или использует для стучания и бросания. Это считается относительной нормой.
Дети разных возрастов выполняют похожие задания, однако для малышей 2-3 лет они представлены более легкими вариантами, а детей постарше – более сложными.
Предлагается найти парные картинки, нарисовать дорожку или домик. Ребенок может нарисовать каракули, черкать что-то с определенной целью, нарисовать линии, напоминающие картинку, или выполнить задание.
Для каждого задания есть инструкция, помогающая поставить оценку. Например, ребенок может разобрать и сложить матрешку, сделать это, подражая взрослому, пытаться самостоятельно справиться, но не может сопоставить размеры, тянет матрешку в рот или использует для стучания и бросания. Это считается относительной нормой.
Дети разных возрастов выполняют похожие задания, однако для малышей 2-3 лет они представлены более легкими вариантами, а детей постарше – более сложными.
Купить диагностические материалы по методике Е.А. Стребелевой
Заказать диагностические материалы по методике Е.А. Стребелевой для своей школы или любого другого образовательного учреждения можно на нашем сайте. Мы гарантируем высокое качество товаров и оперативную доставку по России.
Если у вас остались вопросы, позвоните нам по телефонам +7 (345) 257-93-34, +7 (800) 200-52-53 или напишите на почту info@n-72.ru и мы поможем разобраться.
- подберем товары, необходимые именно вам,
- предложим 3-5 КП,
- предоставим гарантию 1 год на все.
Если у вас остались вопросы, позвоните нам по телефонам +7 (345) 257-93-34, +7 (800) 200-52-53 или напишите на почту info@n-72.ru и мы поможем разобраться.
Интересные материалы