Новая система оценок в российских школах: как работает балльное оценивание
Новая система оценок в российских школах: как работает балльное оценивание
В некоторых российских школах внедряются новые балльные системы оценивания знаний, которые отличаются от привычной пятибалльной шкалы. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, школы имеют право самостоятельно выбирать систему оценивания, что и позволяет им внедрять различные подходы к оценке знаний учащихся. Подобные изменения вызывают много вопросов у родителей и учеников, поэтому важно понимать, как работают эти системы.
Новые системы также помогают готовить учеников к государственной итоговой аттестации: ОГЭ и ЕГЭ используют 100-балльную шкалу, и чем раньше школьники с ней познакомятся, тем увереннее будут чувствовать себя на экзаменах.
Как это работает: Разным типам работ присваиваются коэффициенты от 1 до 5. Например, домашнее задание может иметь вес 1, ответ у доски — вес 2, а итоговая контрольная работа — вес 5. Это означает, что оценка за контрольную будет учтена в расчете пять раз, а за домашнее задание — только один раз.
- ✅ ПреимуществаСистема мотивирует учеников более ответственно готовиться к важным работам, так как они сильнее влияют на итоговую оценку. Она более прозрачна — всегда можно посчитать текущий балл и понять, что нужно улучшить. Система помогает решить проблему спорных оценок и делает оценивание более объективным.
- ❌ НедостаткиКритерии расчета не всегда понятны родителям и детям. Система создает психологическое давление — ученик боится получить низкий балл на важной работе. Существует риск «точки невозврата»: если в начале четверти получены низкие оценки с большим весом, исправить итоговый балл может быть сложно.
- ✅ ПреимуществаСистема позволяет более точно оценить уровень знаний, так как имеет 100 градаций вместо привычных 4-5. Ученики лучше готовятся к ЕГЭ, так как уже привыкают к 100-балльной шкале. Система устраняет необходимость использовать «плюсы» и «минусы» — можно поставить, например, 72 балла вместо спорного «4+».
- ❌ НедостаткиУчителям требуется переобучение и четкое понимание критериев выставления каждого балла. Система более требовательна к удовлетворительным результатам и может казаться строже для слабоуспевающих учеников. Родители, привыкшие к пятибалльной системе, не всегда понимают значения новых оценок.
- ✅ ПреимуществаУвеличенная градация дает возможность для более объективной оценки. Разница между 7 и 8 баллами более ощутима и больше мотивирует совершенствоваться, чем разница между «четверкой» и «четверкой с плюсом». Система эмоционально более приятная, когда, начиная с 5 баллов, все оценки считаются хорошими.
- ❌ НедостаткиКлассические проблемы остаются: субъективизм педагогов при выставлении оценки. Резкая смена балльных шкал создает неудобство и неблагоприятный эмоциональный фон для учеников.
- Буквенная система (США, Канада)В американских школах используется буквенная система от A до F, где каждая буква соответствует определенному проценту усвоения материала. Оценка A (отлично) означает 90-99% усвоения, B (хорошо) — 80-90%, C (удовлетворительно) — 70-80%, D (плохо) — 60-70%, а F (провал) — ниже 60%. Буквы имеют расшифровки: A означает «искусно», B — «прекрасно/блестяще», C — «похвально», D — «разнообразно», F — «провал». В Канаде с 10 класса дополнительно вводится система накопления «кредитов»: для выпуска нужно набрать 80 кредитов, получая до 4 кредитов за каждый предмет.
- Двадцатибалльная система (Франция, Бельгия)Франция использует 20-балльную шкалу, но получить максимальные 18-20 баллов практически нереально. Оценка 16-17 баллов считается очень высокой, а большинство «хорошистов» получают 10-14 баллов. Французы шутят: «На 19 знает учитель, на 20 — только Бог». Похожую систему применяют в Бельгии, Венесуэле, Ливане, Перу и старших классах Португалии. В Иране и странах Северной и Центральной Африки оценки могут выражаться не целыми числами — например, хороший уровень составляет от 12,5 до 15,4 баллов.
- Десятибалльная система (Беларусь, страны Европы)Десятибалльная шкала используется в Италии, Литве, Нидерландах, Словении, Беларуси и странах Латинской Америки. В Беларуси максимум — 10 баллов. Эта система снижает психологический дискомфорт учеников, так как все оценки выше 5 считаются положительными. В Латвии низшая отметка — 0, а не 1. Интересно, что в Нигерии десятибалльная система работает в обратном порядке: 1 означает отличный уровень знаний.
- Необычные системыВ Финляндии применяется 7-балльная шкала от 4 до 10, причем оценки начинают ставить только с 6 класса. До этого используются устные методы со словами «превосходно», «хорошо», «удовлетворительно». В Дании с 2007 года действует непривычная семибалльная шкала с баллами в нечисловом порядке: 12, 10, 7, 4, 2, 0, -3, где 12 — высшая оценка, 0 — неудовлетворительно, а -3 означает крайне плохие знания. В Индии существует особая оценка «U», которую ставят за списывание.