Образование-2025: шесть важных трендов
14 января 2025
Чтобы не терять актуальность, учебной среде нужно быстро реагировать на изменения. Поэтому образование становится все более технологичным и персонализированным. Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ совместно с холдингом Ultimate Education провела исследование, которое позволило выяснить, какие тренды образования будут актуальны в России в 2025 году. Вот некоторые их них.
Мультимодальная педагогика
Многообразие способов коммуникации сохраняет актуальность. Представление материала в одном-двух форматах (например, текстовом и аудиальным) ограничивает образовательные возможности.
Тема изучается глубже и качественнее, если контент оформлен с помощью таблиц, инфографиков, запоминающихся иллюстраций (в том числе и мемов), видео- и аудиоформатов. Хорошие результаты в образовании показывают инновационные технологии: IT-решения, нейросети, виртуальная реальность.
Тема изучается глубже и качественнее, если контент оформлен с помощью таблиц, инфографиков, запоминающихся иллюстраций (в том числе и мемов), видео- и аудиоформатов. Хорошие результаты в образовании показывают инновационные технологии: IT-решения, нейросети, виртуальная реальность.
Взаимопроникновение учебных сред
Пандемия коронавируса изменила традиционный процесс обучения. Онлайн-формат стал его неотъемлемой частью. Это помогает эффективнее достигать необходимых образовательных результатов.
В рамках этого тренда преподаватели ориентированы на устранение однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса. С помощью сочетания технологий и педагогики учебный процесс обогащается интерактивными, мультимедийными ресурсами, виртуальными лабораториями, онлайн-курсами и другими методами.
В рамках этого тренда преподаватели ориентированы на устранение однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса. С помощью сочетания технологий и педагогики учебный процесс обогащается интерактивными, мультимедийными ресурсами, виртуальными лабораториями, онлайн-курсами и другими методами.
Обучение через вызов (challenge)
Обучение через вызов - это образовательный формат, способствующий развитию критического мышления. Ученик сам изучает целую область и сам находит в ней проблему, которую считает нужным решить.
Данный формат подразумевает не просто командную работу, а именно сотрудничество, требующее уважительного отношения к другим членам команды. Среди преимуществ такого метода глубокое погружение в учебный материал, повышение мотивации учащихся и подготовка к будущей карьере.
Данный формат подразумевает не просто командную работу, а именно сотрудничество, требующее уважительного отношения к другим членам команды. Среди преимуществ такого метода глубокое погружение в учебный материал, повышение мотивации учащихся и подготовка к будущей карьере.
Педагогика отношений
В педагогике отношений в качестве основы образовательного процесса выступает межличностное взаимодействие, где главными участниками принято считать педагогов и обучающихся. Однако этот круг шире и включает в себя родителей, представителей администрации, психологов и других специалистов.
Проблемы в образовательном процессе часто возникают из-за различий в подходах разных учителей к образованию одного ученика или класса. Поэтому педагогика отношений ориентирована на то, чтобы каждый участник образовательного процесса был нацелен на продуктивное и согласованное взаимодействие.
Проблемы в образовательном процессе часто возникают из-за различий в подходах разных учителей к образованию одного ученика или класса. Поэтому педагогика отношений ориентирована на то, чтобы каждый участник образовательного процесса был нацелен на продуктивное и согласованное взаимодействие.
Использование генеративного искусственного интеллекта (ИИ)
Генеративный ИИ – тип искусственного интеллекта, который создает новый контент на основе обширных данных из интернета, что делает результат похожим на человеческий. Возможности ИИ постоянно расширяются. Это могут быть чат-боты, приложения для создания презентаций, краткого изложения статей, генерации текстов и изображений и т.д.
Эти инструменты могут выполнять роль персональных репетиторов, тренеров, обеспечивающих индивидуальную поддержку учащимся. ИИ также может стать помощником и для преподавателей, освободив их от рутинных задач, например, составления презентаций или проверки письменных заданий.
Эти инструменты могут выполнять роль персональных репетиторов, тренеров, обеспечивающих индивидуальную поддержку учащимся. ИИ также может стать помощником и для преподавателей, освободив их от рутинных задач, например, составления презентаций или проверки письменных заданий.
Сближение контекстов обучения и обучающегося
Данный тренд предполагает адаптацию учебных материалов под контекст, опыт и культуру обучающихся, что позволяет им лучше понимать и применять изучаемый материал, так как они видят его связь с реальным миром. Часто можно слышать, что современные дети недостаточно мотивированы на учебу. Но мотивация – это состояние, которое может развить учитель через актуальные возрасту формы проведения урока и задания.
А еще ученикам важно видеть реальные результаты своей работы, пусть даже учебной. Поэтому, когда говорят о проектно-исследовательской деятельности в школе, то подчеркивают значимость использования именно локальных контекстов: то есть актуальных вопросов для развития территории, на которой ты учишься и проживаешь, как именно ты можешь влиять на позитивные изменения вокруг себя.
А еще ученикам важно видеть реальные результаты своей работы, пусть даже учебной. Поэтому, когда говорят о проектно-исследовательской деятельности в школе, то подчеркивают значимость использования именно локальных контекстов: то есть актуальных вопросов для развития территории, на которой ты учишься и проживаешь, как именно ты можешь влиять на позитивные изменения вокруг себя.
Интересные материалы

В мире научных исследований стремление к объективности является залогом успеха. Однако на пути к открытиям часто встречаются ошибки.

В сезон простуд и гриппа дети становятся уязвимыми перед вирусами, особенно, когда они находятся в тесном общении с заболевшими сверстниками.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий использовать мобильные телефоны в школах во время уроков.