Организация образовательной математической среды в ДОУ
11 мая 2021
Математическое образование необходимо для освоения практически всех областей знаний, особенно естественнонаучных, технических и экономических. Без начальных математических навыков и умений практически невозможно адекватное ориентирование человека в современной повседневной жизни. По этой причине изучение математики начинается еще в детском саду. В новом материале говорим об этом подробнее.
Основы математического мышления закладываются уже в первые годы жизни ребенка в конкретных практических ситуациях. По мере взросления дети учатся применять имеющиеся у них знания для решения проблем своей повседневной жизни, например, понимают, как можно узнать время, измерить размеры комнаты или посчитать деньги.
Математическое образование тесно связано с другими направлениями образования детей: музыкой, танцами, спортом и в особенности речевым развитием. Язык служит базой для математического мышления.
Процесс овладения математическими представлениями в дошкольном возрасте проходит две стадии – дочисловую и числовую.
На дочисловой стадии ребенок учится:
На числовой стадии ребенок учится:
Математическое образование тесно связано с другими направлениями образования детей: музыкой, танцами, спортом и в особенности речевым развитием. Язык служит базой для математического мышления.
Процесс овладения математическими представлениями в дошкольном возрасте проходит две стадии – дочисловую и числовую.
На дочисловой стадии ребенок учится:
- определять пространственные положения объектов окружающей среды относительно своего тела (слева – справа, ниже – выше, впереди – сзади);
- применять схему человеческого тела для ориентации в пространстве (левая/правая рука и т. п.);
- классифицировать предметы по основным геометрическим формам (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг), площадям и телам (куб, параллелепипед, цилиндр, шар);
- различать соотношения: например, «больше – меньше», «толще – тоньше», «длиннее – короче», «тяжелее – легче» и др.;
- ориентироваться в пространстве и времени в соответствии с индивидуальными возрастными возможностями;
- применять основные понятия, структурирующие время (например, «до – после», «вчера – сегодня – завтра», названия месяцев и дней недели);
- правильно называть дни недели, месяцы, времена года, части суток.
На числовой стадии ребенок учится:
- использованию слов, обозначающих числа, счету различных объектов (например, предметов, звуков и т. п.) до 10, 20 и т. д. в зависимости от индивидуальных особенностей развития;
- пониманию соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом;
- процессу измерения и сравнения длин, времени, веса, мер объема и денежных сумм;
- составлению и разделению предметных множеств в пределах 10 (например, 3 шарика и 2 шарика вместе будет 5 шариков, или 5 шариков можно разложить на 2 и 3 шарика);
- применению таких понятий, как «больше», «меньше», «равно»; установлению соотношения (например, «как часто», «как много», «на сколько больше») и выполнению математических действий (сложение, вычитание и т. д. в зависимости от индивидуальных особенностей развития).
Основные задачи математического развития
Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
Развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях;
Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений, а именно обследования, сопоставления, группировки, упорядочения;
Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений, а именно анализа, сравнения, обобщения, классификации.
Организация образовательной математической среды
При изучении математики в ДОУ на передний план выходит не заучивание, а приобретение игрового и полноценного познавательно-исследовательского математического опыта. Подача материала должна соответствовать возрасту и осуществляться практично и конкретно. Абстрактный и символичный мир математики для маленьких детей следует организовать так, чтобы он познавался различными органами чувств (через сенсорное восприятие).
Эмоциональная атмосфера
Знакомство с математикой в раннем возрасте определяет дальнейшее отношение детей к этой науке. Важно сохранить изначальное любопытство и открытость, с которыми дети встречают мир математики, и разбудить к нему интерес.
Практические примеры образовательной деятельности
При исследовании пространства и движения по-новому открывается восприятие масштабов и геометрических форм. В помещении группы дети могут познакомиться с соотношениями пространственного положения, принимая противоположные пространственные положения, например, один ребенок становится за шкафом, другой – перед шкафом. Так дети развивают свои первые пространственные представления.
Комплексный подход в математическом развитии
Важно проводить развивающие мероприятия, в которых математика может быть комплексно испытана и узнана с привлечением эмоциональных и чувственных компонентов. Важно, чтобы дети при этом сами были активными, знакомились и сами узнавали в игре математические феномены.
И, конечно, для создания образовательной математической среды в ДОУ воспитателям понадобятся инструменты. Компания «Новация» готова в этом помочь. У нас можно заказать учебные комплексы, обучающие конструкторы и комплекты для изучения математики.
Если у вас остались вопросы, позвоните нам по телефонам +7 (345) 257-93-34, +7 (800) 200-52-53 или напишите на почту info@n-72.ru и мы поможем разобраться.
- поможем выбрать товары, которые необходимы именно вам,
- доставим заказ в любую точку России,
- предоставим гарантию 1 год на все.
Если у вас остались вопросы, позвоните нам по телефонам +7 (345) 257-93-34, +7 (800) 200-52-53 или напишите на почту info@n-72.ru и мы поможем разобраться.
Интересные материалы