Сюжетно-ролевые игры в детском саду: виды игр, их цели и задачи
9 июня 2022
Игра – основной вид деятельности дошкольников. С помощью игр малыши познают мир, находят друзей, учатся новому. А игры, которые дети создают самостоятельно, занимают в их развитии совершенно особое место. Они называются сюжетно-ролевыми. В новом материале поговорим о видах сюжетно-ролевых игр, узнаем про их цели и задачи, а также о том, что нужно для таких игр.
Детей в дошкольном возрасте привлекает деятельность взрослых людей. Ребенок с удовольствие возится с большой лопатой, когда папа во дворе чистит снег; он просит маму разрешить ему расставить тарелки на стол, когда оно готовит на кухне ужин. Это желание делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, есть свидетельство стремления ребенка жить общей с взрослыми жизнью. В детском саду это стремление выражается через сюжетно-ролевые игры.
Психологи утверждают, что интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трем годам. До этого ребенок накапливает представление о мире, учится действиям с предметами, развивает координацию движений.
Основной элемент сюжетно-ролевой игры – это сюжет. Без него игры не будет. Сюжет – область деятельности, которую воспроизводят дети (например, осматривать пациента, печь пирог, строить дом, тушить пожар и т.д).
Следующий важный элемент игры – ее содержание, которое ребенок воплощает при помощи определенной роли. Роль для малыша – это его позиция, то есть он отожествляет себя с каким-то героем на основе собственных представлений. В основе роли – правила поведения, которые ребенок заимствует из внешнего мира, копируя манеру поведения взрослых.
Психологи утверждают, что интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трем годам. До этого ребенок накапливает представление о мире, учится действиям с предметами, развивает координацию движений.
Основной элемент сюжетно-ролевой игры – это сюжет. Без него игры не будет. Сюжет – область деятельности, которую воспроизводят дети (например, осматривать пациента, печь пирог, строить дом, тушить пожар и т.д).
Следующий важный элемент игры – ее содержание, которое ребенок воплощает при помощи определенной роли. Роль для малыша – это его позиция, то есть он отожествляет себя с каким-то героем на основе собственных представлений. В основе роли – правила поведения, которые ребенок заимствует из внешнего мира, копируя манеру поведения взрослых.
Виды сюжетно-ролевых игр
Творческая сюжетно-ролевая игра. Дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях вымышленных обстоятельств. Например, полет на Марс, археологические раскопки, путешествие во времени и т.д.
Сюжетно-дидактическая игра. Является игровой формой обучения, в ней синтезируется творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим применением полученных на занятиях знаний. Например, игры «Магазин», «Детский сад», «Банк», «Столовая».
Деловая игра. Это воссоздание детьми содержания профессиональной деятельности взрослых. Взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества руководителей и специалистов. Деловые игры направлены на формирование культуры отношений в обществе и первичных представлений о профессиональной этике. Дети должны понимать, что важны не только начальники, капитаны, директора, но и каждый член команды. Например, игры в «Парикмахерская», «Почта», «Кафе», «Библиотека» и др.
Сюжетно-дидактическая игра. Является игровой формой обучения, в ней синтезируется творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим применением полученных на занятиях знаний. Например, игры «Магазин», «Детский сад», «Банк», «Столовая».
Деловая игра. Это воссоздание детьми содержания профессиональной деятельности взрослых. Взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества руководителей и специалистов. Деловые игры направлены на формирование культуры отношений в обществе и первичных представлений о профессиональной этике. Дети должны понимать, что важны не только начальники, капитаны, директора, но и каждый член команды. Например, игры в «Парикмахерская», «Почта», «Кафе», «Библиотека» и др.
Цели и задачи сюжетно ролевых игр
- Развитие фантазии, способности придумывать простой сюжет в условиях вымышленной ситуации.
- Обогащение социального опыта детей (правила поведения в библиотеке, магазине, общественном транспорте, поликлинике и т. д.).
- Создание устойчивого интереса к профессиональной деятельности взрослых (игры в сотрудников полиции, спасателей, врачей, космонавтов, учёных и т. д.).
- Обогащение активного словарного запаса, развитие навыка диалогической речи.
- Развитие творческих способностей детей: желание использовать в игре музыкальные инструменты, добавлять элементы танца, пения.
- Формирование умения самостоятельно распределять роли, работать в команде и нести ответственность за свои действия.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду
Организация сюжетно-ролевых игр начинается с подготовки атрибутов. Для младших дошкольников их лучше разместить в свободном доступе. Это будет стимулировать интерес к самостоятельной деятельности. Для старших дошкольников атрибуты хранятся в игровой зоне в секциях и коробках. Это приучит детей всегда складывать игрушки на место.
Для сюжетно-ролевых игр необходимо:
Когда весь атрибут подготовлен, можно начинать игру:
Для сюжетно-ролевых игр необходимо:
- Костюмы для мальчиков и девочек,
- Тематические игровые уголки,
- Наборы инструментов,
- Раздаточный материал,
- Игрушки-каталки,
- Игровые наборы по профессиям (для доктора, парикмахера, продавца и т.д).
Когда весь атрибут подготовлен, можно начинать игру:
- Воспитатель создает игровую или проблемную ситуацию. Например, «Куклы заболели, давайте устроим для них приемный день в поликлинике».
- Далее проводится краткая беседа по теме игры: какое оборудование есть в больнице, что делает доктор.
- Воспитатель поддерживает игровую ситуацию, подбадривает детей, следит за их эмоциональным состоянием.
- После завершения игры анализ исполненных ролей и воплощения сюжетной задумки.
ГК "Новация" уже 12 лет занимается оснащением школ и ДОУ мебелью и оборудованием. У нас вы можете заказать все необходимое для проведения сюжетно-ролевых игр в детском саду: костюмы, игровые зоны, ширмы и многое другое. Мы гарантируем высокое качество товаров и оперативную доставку по России.
Если у вас остались вопросы, позвоните нам по телефонам +7 (345) 257-93-34, +7 (800) 200-52-53 или напишите на почту info@n-72.ru и мы поможем разобраться.
- подберем товары, необходимые именно вам,
- предложим 3-5 КП,
- при необходимости соберем и установим заказанное оборудование,
- предоставим гарантию 1 год на все.
Если у вас остались вопросы, позвоните нам по телефонам +7 (345) 257-93-34, +7 (800) 200-52-53 или напишите на почту info@n-72.ru и мы поможем разобраться.
Интересные материалы

Согласно общепринятым стандартам в дошкольных учреждениях дети обязательно должны спать днем.

Современный школьный кабинет сложно представить без интерактивного оборудования, в частности – проектора.

В новом материале поговорим о LEGO-стене для конструирования, узнаем, что это такое и как с ней играть.