Начальная школа — это отдельный мир, где должны гармонично сочетаться образовательные и игровые элементы. Ссылаясь на рекомендации ФГОС, кабинет начальной школы должен соответствовать следующим требованиям:
- Создание комфортных условий для всестороннего развития учащихся
- Соответствие правилам техники безопасности и и санитарным нормам
- Налаживание условий для повышения результативности и всестороннего развития учеников
Создание безопасной и комфортной среды
Для младших школьников кабинет — не просто комната для учебы, это место отдыха, внеклассных занятий и различного рода мероприятий. Это обязательно стоит учитывать при оформлении, поэтому главным требованием по ФГОС становится многофункциональность.
Не менее важными стандартами и элементами оформления являются:
- Мебель. Кроме стандартного набора "парта-стул-доска" не только допускается, но и приветствуется! Желательно наличие закрепленных стеллажей и полок.
- Пособия и учебно-методические материалы. В вопросе выбора учебных пособий ФГОС полностью доверяет преподавателю — он решает какие материалы, литература необходимы и в каком количестве, учитывая, что многие предметы преподаются в одном помещении.
- Базовые инженерные системы — исправная электропроводка, водопровод, системы естественной и искусственной вентиляции, освещение, кронштейны для аппаратуры и т.д. Также приветствуется наличие дополнительных помещений для хранения аппаратуры, спортивного инвентаря и тех же пособий.
- Разнообразные средства обучения. Госстандарт поощряет автоматизацию рабочий мест, наличие аппаратной составляющей для воспроизведения мультимедиа, а также записи и хранения аудио- и видеоматериалов. Наличие компьютеров, определенных программ, электронных учебников и пособий предполагает доступ к Интернету не только для преподавателя, но и для учащихся в равной степени. В то же время, это не должно отвлекать детей от основной темы урока.
Первая ступень образования — важный и ответственный этап, где ученику должны быть предоставлены все возможности для развития мышления, познавательной внеурочной и практической деятельности. Поэтому школьникам должны быть предоставлены интерактивные и наглядные модели, приборы для исследовательской деятельности, высокотехнологичная аппаратура, а также дидактические материалы, развивающие игры.
Дополнительные материалы должны быть подобраны с учетом множества критериев:
- Прививать эстетические и этические нормы.
- Обучать и развивать навыки практической научной и познавательной деятельности.
- Прививать разумный патриотизм и критический взгляд на вещи.
- Развивать кругозор и воспитывать личностные качества.
Пространство кабинета должно быть использовано с максимальной пользой. Не только от правильно подобранных материалов зависит заинтересованность учеников. Продуманный и нескучный дизайн помещения, наличие наглядный настенных экспозиций и плакатов, современных средств коммуникаций — это все способствует увеличению интереса как у учеников, так и у самих преподавателей, результативности, развитию детей в направлении.
Подытоживая, можно сказать, что кабинет по требованиям ФГОС в плане дизайна должен предоставлять:
- Возможности для учебы, внеклассной и научной деятельности, а также внеурочных мероприятий и практических работ.
- Комфортную и безопасную психоэмоциональную атмосферу.
- Развитие пространственного, творческого мышления у младших школьников.
Современные стандарты довольно гибкие и предоставляют для руководства школ широкие возможности в вопросе выбора способов оформления кабинета по ФГОС, использования и выбора учебных материалов, отталкиваясь от приоритетных направлений обучения.