Нейрогимнастика для детей
Преимущества утренних зарядок и гимнастики хорошо известны, однако в последнее время нейрогимнастика для всех возрастов приобрела значительную популярность. По мнению экспертов даже небольшой набор упражнений, выполняемых на постоянной основе, может принести пользу, тем самым улучшить память, самоконтроль, способность сосредотачиваться и многое другое.
Нейрогимнастика, как инструмент педагога-психолога ДОУ
В детских дошкольных учреждениях можно наблюдать постоянный рост количества детей с различными нарушениями поведения, которые затрудняют усвоение образовательных программ и концентрацию внимания. Данные наблюдения подтверждаются результатами исследований, проводимых специалистами. Психологами и неврологами регулярно выявляется значительный рост количества детей с задержками в развитии речи, а также двигательных навыков.
Один из самых эффективных и современных методов коррекции неврологических нарушений – нейрогимнастика. Двигательная нейропсихологическая коррекция, известная также как нейрогимнастика, была разработана для помощи детей с разнообразными неврологическими заболеваниями и синдромами.
Что такое нейрогимнастика?
Чтение книг и изучение точных наук далеко не единственный способ улучшения мозговой активности. Нейропсихологи полагают, что развитие межполушарных связей в головном мозге является ключевым моментом в умственной деятельности. Упражнения, разработанные супругами Полом и Гейл Деннисон называемые "гимнастикой мозга", направлены на синхронизацию работы правого или левого полушария головного мозга.
Гимнастика мозга, или нейрогимнастика, представляет собой набор простейших движений, которые стимулируют различные умственные процессы. Результат достигается с помощью синхронизации работы обеих половин мозга. Левое полушарие управляет правой половиной тела, и наоборот.
Упражнения нейрогимнастики разработаны таким образом, чтобы оба полушария могли сотрудничать друг с другом. Это дает возможность повысить восприятие информации, увеличить концентрацию и общую умственную производительность. При постоянном применении в сочетании с дыхательной гимнастикой и остальными видами упражнений нейрогимнастика оказывает положительный эффект. Чем полезна нейрогимнастика:
-
Подходит для развития речи и мышления;
-
Помогает улучшить кровообращение;
-
Поднимает концентрацию и память;
-
Содействует преодолению трудностей с чтением и письмом;
-
Увеличивает скорость обработки информации;
-
Развивает моторику;
-
Помогает в обучении и деятельности в целом.
Зачем нужна нейрогимнастика детям?
Детям разного возраста нужно заниматься нейрогимнастикой, однако особенно это эффективно для детей до 8 лет – когда формируются межполушарные связи. С 4-х летнего возраста нужно выполнять короткие комплексы упражнений продолжительностью 5 минут ежедневно, начиная с простых и постепенно переходя к более сложным движениям.
Нейрогимнастика успешно применяется для работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Эти занятия помогают детям с дефектами речи, самоконтроля и ощущением своего тела в окружающем пространстве. Данный метод помогает детям контролировать свое тело и развивать творческие способности, а также даёт школьникам справиться с нагрузкой. Нейрогимнастика - это долгосрочный эффект и может обеспечить детей навыками, необходимыми для успешной адаптации в современном мире.
Особенности нейрогимнастики для детей
Кинезиология – это одна из прикладных наук, которая помогает развитию способностей человека посредством выполнения определенного комплекса упражнений. Данное направление стало активно развиваться в 1960-х годах, поэтому его можно смело назвать относительно новым.
Нейрогимнастика доступна каждому, так как состоит из простых упражнений. Она очень популярна среди детей дошкольного возраста, так как помогает поддерживать баланс в развитии обоих полушарий головного мозга.
Чтобы эффективно использовать нейрогимнастику, необходимо понимать как работает наш мозг. Мозг человека состоит из двух полушарий, которые отвечают за различные виды деятельности.
Правое полушарие отвечает за координацию движений, восприятие пространства и креативное развитие.
Левое полушарие занимается абстрактно-логическим мышлением, развитием логики, математическими способностями и речью.
Работа мозга не прекращается, потому что между полушариями постоянно распределяется активность. Мозговая деятельность человека эффективна только в том случае, если оба полушария находятся во взаимодействии.
При функциональных нарушениях мозолистого тела, которое несет ответственность за координацию между полушариями, происходит нарушение взаимодействия левым и правым. При данном варианте одно из полушарий берет на себя большую часть нагрузки, а второе полушарие становится практически неактивным. В итоге это может привести к нарушению пространственной ориентации и другим негативным последствиям. Главной целью нейрогимнастики является восстановление связи и баланса активности между полушариями мозга.
Как понять, что ребёнку необходима нейрогимнастика?
Бывают случаи, когда сложно дать однозначный ответ нуждается ли ваш ребенок в нейрогимнастике. Чаще всего нейроупражнения включают в повседневную жизнь детей, чтобы поддерживать общее психофизическое развитие во время подготовки к школе и начальных классах. В современном мире дети проводят большую часть времени в сидячем положении, редко участвуют в дворовых играх и тем самым не получают нейрокоррекцию.
Но есть случаи, когда родители обязаны обратить внимание и возможно проконсультироваться с детским неврологом. Вот некоторые тревожные симптомы:
-
Трудности с концентрацией: ребенок постоянно отвлекается и не может сконцентрироваться;
-
Частые приступы усталости. Быстро устает даже без интенсивных нагрузок;
-
Гиперактивность. Проявляются симптомы избыточной активности и тревоги;
-
Ребенок плохо усваивает новую информацию, у него возникают трудности в школьной программе;
-
Пространственная десориентация. Плохая ориентация в пространстве, а также путаница с правой и левой сторонами;
-
Ребенок отстает в развитии;
-
Социальные проблемы. Трудно адаптируется в коллективе и общается с людьми;
-
Достаточно слабо развита мелкая моторика. Имеются проблемы с удержанием предметов и мелкой моторикой рук;
-
Эмоциональные проблемы. Сложности с эмоциональным выражением.
Если у вашего ребенка есть один или несколько из перечисленных симптомов, стоит проконсультироваться с врачом о необходимости нейропсихологической коррекции.
Виды упражнений для мозга
Для развития памяти и мышления в комплекс упражнений включены разнообразные нейроупражнения, зависящие от возраста ребенка.
-
Проведение дыхательных упражнений, снижает гиперактивность и помогает управлять эмоциями;
-
Двигательные тренировки помогают повысить координацию движений, развивать пространственные навыки и писать;
-
Глазодвигательные упражнения имеют два положительных эффекта: они улучшают межполушарное взаимодействие и дают возможность лучше воспринимать информацию, которая преподносится в процессе обучения;
-
Упражнения для развития мелкой моторики помогают развитию интеллектуальных способностей;
-
Артикуляционные упражнения предназначены для развития речи у детей с задержкой речевого развитии;
-
Массаж и релаксация дают возможность расслабить мышцы, успокоить нервную систему, а также снимают гипертонус.
Консультация со специалистом поможет выявить, какие упражнения для вашего ребенка лучше всего подойдут.
Когда лучше начать заниматься
Наиболее благоприятным временем для введения нейрогимнастики в жизнь детей можно считать средний дошкольный возраст, примерно 4-5 лет. В 6 лет можно начинать интегрировать более сложные упражнения, которые станут важнейшим этапом подготовки к школе. Тем не менее, для достижения максимальной эффективности занятий нужно следовать определенным рекомендациям.
Важно соблюдать правила нейрогимнастики:
-
Средняя продолжительность одной тренировки составляет 5-7 минут.
-
Нейроупражнения следует проводить ежедневно, не пропуская ни одного дня.
-
Любые занятия должны увлекать ребенка. Смена места проведения, например в домашней обстановке или на открытом воздухе может повысить интерес.
-
Упражнения можно постепенно усложнять. К примеру, скорость выполнения задач.
-
Следить за правильностью выполнения упражнений.
-
Не стоит чрезмерно нагружать ребенка, делая много упражнений за раз. Как правило достаточно 5-6 видов упражнений.
Классификация упражнений для мозга
Все упражнения разбиты на четыре группы, в каждую из которых входит несколько упражнений для развития сенсомоторных навыков.
-
Упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они способствуют совместной работе двух ног, рук и глаз. Они помогают улучшить навыки чтения, письма, а также способствуют одновременному выполнению движений и мыслей.
-
Энергетические упражнения способны повысить скорость передачи нервных импульсов между клетками головного мозга. Они помогают в улучшении эмоционального состояния и способности к саморегуляции. При регулярном проведении занятий, у ребенка улучшится мышление и скорость осознанного чтения.
-
Растягивающие упражнения снимают мышечное напряжение и способствуют расслаблению сухожилий. Они уменьшают стресс, улучшая концентрацию и внимание.
-
Упражнения, направленные на повышение позитивного мышления. Они снимают напряжение и помогают детям сохранять самообладание в стрессовых ситуациях. Способствуют уменьшению тревоги перед важными экзаменами, диктантами и публичными выступления.
Нейрогимнастика для детей, включает полноценное развитие мелкой моторики рук, должна быть организована таким образом, чтобы вызывать интерес у ребенка. Данные занятия должны стать приятной привычкой и не вызывать негатив у ребенка.