Школа, химия, какие первые ассоциации приходят на ум? Периодическая таблица, которая приснилась Менделееву во сне и много интереснейших опытов: фараоновы змеи, имитация вулкана, добыча кислорода и многое другое. На первый взгляд, происходит самое настоящее волшебство, ведь вещество берется, казалось бы из неоткуда и расширяется до существенного размера просто на глазах. Однако, вооружившись формулами и знаниями по химии, приходит понимание, что магия совершенно не при чем.
Предмет химия – это очень интересный раздел науки, где можно познать самые неординарные метаморфозы обычных и повседневных веществ (соль, уксус, ацетон, спирт и т.д.). Нужно обязательно помнить о мерах предосторожности, ведь кабинет химии – это место, где довольно большое число травмоопасных объектов:
- Реактивы с разными свойствами – они могут стать причиной ожогов, отравлений и других увечий.
- Открытый огонь – спиртовки или горелки может нанести термические ожоги.
- Стеклянный инвентарь – пипетки, реторты, колбы, являются очень хрупкими, их легко разбить и пораниться осколками.
Чтобы избежать опасных ситуаций, нужно строго соблюдать технику безопасности, при работе в кабинете химии. Первое занятие, учитель должен посвятить ознакомлению учеников со всеми правилами и рекомендациями, касательного того, как вести себя на уроках. На последующих уроках, несколько минут необходимо выделять на повторения правил. Хорошее решение – это оформить все рекомендации, в виде наглядного и яркого стенда, который будет находиться всегда на виду. Эффект повторения и постоянной видимости, усилит пользу от такого стенда в разы.
Правила поведения и техника безопасности в кабинетах химии
Условно, правила техники безопасности делятся на два раздела: правила во время нахождение на уроке и после его окончания.Когда в кабинете химии проходит практическое занятие, некоторые действия разрешены, а некоторые строго запрещены.
- Если в классе отсутствует лаборант или учитель, дети должны находиться вне кабинета.
- Согласно правилам, употребление напитков и прием пищи в кабинетах химии, запрещено без каких-либо исключений.
- Перемена для проветривания, особенно если проводились опыты и в воздухе присутствуют компоненты реакций.
- Личные рюкзаки и сумки складываются в ящик стола, нельзя ими закрывать проходы.
- Ученикам запрещено находиться в помещении лаборантской.
- Посторонние вещи в кабинет нельзя приносить, еще запрещено выносить химическую посуду и реагенты.
- Ученики должны быть осведомлены с правилами использования огнетушителей, пожарной накидки и ящика с песком. Также они должны знать, где весь инвентарь находится.
- Обмен реагентами и приборами запрещен.
- Пока учитель не даст сигнал к началу занятия, ничего нельзя трогать.
- Правила поведения на время лабораторной работы
- Все ученики должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты: перчатки резиновые, очки и фартук.
- Дабы избежать неприятных случаев, распущенные и длинные волосы убирают в прическу.
- Каждый ученик внимательно изучает рекомендации по безопасному проведению химического опыта.
- Каждый готовый к работе аппарат или специальное устройство, в обязательном порядке сначала проверяется учителем, а после его согласия, дети начинают практическую работу.
-
Особенно тщательно придерживаются пожарной безопасности, при работе с горелкой или спиртовкой.
- Поджигание производится только при помощи спички, а тушение при помощи специального колпачка.
- Строго запрещено передавать спиртовку на другую парту и поджигать спиртовку о спиртовку.
- Пробирка должна быть заполненной лишь на треть, если жидкость внутри будет нагреваться.
- Сыпучее или твердое вещество, которое предназначено для нагрева, засыпается исключительно в сухую пробирку и в малом количестве.
- Реактив в химической посуде, ни при каких обстоятельствах нельзя подносить к лицу. Когда требуется почувствовать запах, содержимого в посуде, движениями руки, воздух направляем к носу.
- Любые действия с реактивами проводить нужно с большой осторожностью, категорически запрещено пробовать на вкус, а также возвращать излишки реакции в общую посуду. Когда что-то рассыпалось или разлилось, сказать учителю, не пытаться самому убраться.
- Когда эксперимент завершен, рабочее место приводят в порядок и несколько раз, моют руки с мылом.
Стенд «Правила техники безопасности в кабинете химии»
Ограничения и рекомендации, описанные выше, оформляются яркими красками и интуитивно понятными пиктограммами, значками. Чтобы все было понятно, даже начинающему курс химии ученику. Можно оформление стенда поручить детям, чтобы полезная информация лучше отложилась в памяти.
На нашем сайте вы можете заказать готовые стенды для кабинета химии. Они составлены на основе актуальных требований ФОГС, поэтому их рекомендуют применять в школьных кабинетах. Информация в устной форме не так хорошо запоминается, чем наглядно иллюстрированная, поэтому плакаты и стенды в данном случае смотрятся в более выигрышной позиции.
Материалы, относящиеся к категории токсичных, ядовитых, легковоспламеняющихся и едких, обозначаются продуманными значками, которые не спутаешь с другими. Когда ученики изучат данные обозначения, они будут уже заранее знать, когда и где нужно проявить особую осторожность.
Наглядные пособия для кабинетов химии, не заканчиваются на стендах с инструкциями, также бывают наглядные пособия, как проводить то или иное действие, тематические плакаты описывающие работу с кислотами, щелочами и другими веществами. Также выпускаются плакаты, где описаны инструкции по первой медицинской помощи при термических и химических ожогах, отравлениях веществами и т.д.
Информационные материалы должны быть на виду и всегда под рукой, на экстренный случай, когда подобные инструкции будут непосредственно необходимы. К большому счастью, чрезвычайные ситуации в кабинетах химии – это очень редкий случай. Чаще всего, урок химии – это лабораторные эксперименты в безопасной и творческой атмосфере.