Универсальные учебные действия по ФГОС
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, целью школьного образования является развитие учеников на основе универсальных учебных действий. Мы рассмотрим, что это такое, какие виды существуют и как они могут помочь в обучении.
Что такое УУД
В рамках ФГОС универсальные учебные действия (УУД) являются навыками, которые необходимы для обучения и развития ученика. В него входят методы, которые способствуют эффективному усвоению новых знаний и навыков, а также их использованию как в учебных, так и в повседневных целях.
Учебные действия именуются универсальными, так как они обладают общим характером и могут использоваться в различных предметах и областях. Помимо того, они организовывают учебный процесс комплексно. Другими словами, освоение данных методов способствует формированию умения учиться, стимулирует познавательный интерес, помогает школьникам постановке целей и задач в процессе обучения, а также разрабатывает стратегии их достижения.
Функции УУД
В основе любой современной образовательной программы в России лежит развитие универсальных учебных действий (УУД).
Основные задачи УУД:
- С помощью них ученик может самостоятельно обучаться, ставить перед собой цели в изучении различных предметов и находить пути для их достижения, а также контролировать свои результаты.
- Создают благоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития личности, позволяя школьникам реализовывать себя в будущем, совершенствуя навыки непрерывного обучения и преодолевая возникающие препятствия на пути к получению новых знаний и их успешной реализации в будущем.
- Умение учиться является не только важным фактором, способствующим улучшению качества образования в школе, но и инструментом формирования целостной картины мира, включающей в себя гражданские и моральные ценности.
Виды универсальных учебных действий
Регулятивные УУД
Эти действия помогают ученику организовать и корректировать процесс обучения. К ним относятся:
- самостоятельная организация - это способность учащихся самостоятельно структурировать план действий или выбирать оптимальный путь для решения задачи;
- контроль над собственной деятельностью - способность оценивать ситуацию и находить пути решения возникающих проблем, предлагая способы их преодоления.
- самооценка и рефлексия - это способность оценивать свои знания, навыки и умения, а также обозначать те области, которые еще предстоит изучить;
- эмоциональный интеллект - умение эмпатии и понимания мотивов, намерений и эмоций других людей, а также управление собственными эмоциями;
- принятие других и себя - это способность уважать мнение других, принимать различные точки зрения без осуждения.
Развитие регулятивных учебных действий способствует использованию специфических методических техник. Важно уметь грамотно структурировать материал, а также делать выводы в конце занятия. Когда школьник может ответить на вопрос "Что я узнал сегодня нового?". Это помогает ему лучше понимать, к чему нужно стремиться в следующий раз.
Навык составления плана можно развивать с самых начальных классов: начиная от разработки плана рассказа или последовательности действий для решения задачи. В старших классах ученики разрабатывают проекты и планы, которые будут использоваться для проведения лабораторных работ или проектов.
Интересный метод предусматривает применение неправильного плана, где, к примеру, действия перепутаны или результат исключен, и учащиеся должны его исправить. При работе над ошибками в предложенном плане, можно повысить навыки планирования. Для более точного выявления ошибок и развития навыков составления плана, рекомендуется использовать групповую работу.
Познавательные УУД
Эти основные учебные действия хорошо знакомы всем:
- Основные логические действия: способность организовывать, сопоставлять, обобщать, выявлять закономерности и противоречия в фактах, выбирать варианты решения задачи, опираясь на собственные критерии, основанные на анализе.
- Исследовательская деятельность включает в себя следующие действия: формулирование вопросов для поиска информации, создание гипотезы, оценка информации, которая была получена в ходе исследования, ее применимость, обоснование собственной точки зрения и мнения.
- Умение работать с информацией - это способность анализировать, собирать, систематизировать и интерпретировать информацию, оценивать ее достоверность и надёжность.
- В процессе обучения ребенок овладевает навыками разработки и проверки гипотез, нахождения взаимосвязей между объектами и их классифицирования, проведения сопоставлений и классификации результатов, составления заключений и нахождения доказательств для гипотез.
При формировании познавательных умений могут быть использованы различные задания, которые направлены на выявление общих черт. В начальных классах это может включать в себя создание кластеров и логических цепочек, а в старших классах — составление тестовых заданий для товарищей по классу или же работу с историческими документами и другими источниками информации, не входящими в основной перечень учебников.
Коммуникативные УУД
Данное действие включает в себя разнообразные действия, которые помогают ребёнку адаптироваться в коллективе и способствуют развитию его навыков общения. Ученик успешно освоит коммуникативные учебные действия, если сможет:
- уметь выражать свою точку зрения различными способами: как в устной, так и в письменной форме;
- участвовать в разрешении конфликтов и вести переговоры;
- необходимо публично представить результаты своих исследований, экспериментов или проектов;
- эффективно взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
- участвовать в обсуждении, обмене мнениями и мозговых штурмах, которые проводятся в группах;
- при этом необходимо уметь распределять обязанности, договариваться и обсуждать результаты совместной деятельности;
- в процессе работы, необходимо согласовывать действия с другими участниками команды.
В начальной школе можно использовать способ повествования по иллюстрациям, что способствует расширению активного словарного запаса. Работа с изображениями всегда вызывает неподдельный интерес у детей. Например, одно и то же изображение может вдохновить учеников на создание разных идей и стать отправной точкой для создания различных рассказов. В конце занятия можно сравнить их истории, чтобы выявить общие моменты и различия.
Успешная организация пресс-конференции может быть осуществлена в средней школе. Правильно составленные вопросы для выступающего помогут получить максимальное количество информации и научат учащихся ясно выражать свои мысли.
В старших классах можно провести обсуждение актуальной темы. Также можно провести конференцию, симпозиум или круглый стол. В данной форме проведения занятий ученики научатся выражать и отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы в конфликтных ситуациях, а также контролировать поведение оппонентов и находить нужные аргументы.