ФГОС третьего поколения: что нового?
22 июня 2022
С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ будет вводиться федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения. Рассмотрим, какие изменения в документ внесли разработчики, и что они будут значить для школьников и преподавателей.
ФГОС представляют собой совокупность требований к программам образования. По ним пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить каждому предмету и какие задания будут на ЕГЭ. В целом, ФГОС – это фундамент образовательного процесса.
Основной задачей документа является создание единого образовательного пространства по все России. ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, причем не только государственные, но и частные.
Основной задачей документа является создание единого образовательного пространства по все России. ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, причем не только государственные, но и частные.
ФГОС принято делить на три поколения – в зависимости от того, в каких годах они применялись. Обновляются стандарты примерно раз в 10 лет. Обсуждение новых ФГОС третьего поколения началось еще в 2018 году, и, наконец, они вступают в силу. Рассмотрим основные отличия нового документа.
Конкретные требования к предметным результатам
Главное отличие стандартов третьего поколения – это конкретизация требований к обучающимся. Предыдущие редакции документа включали только общие установки на формирования определенных компетенций. Раньше учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы.
В новом стандарте для начальной школы прописали требования к образовательным результатам по годам обучения для русского языка, литературного чтения, иностранного языка, математики, окружающего мира.
То же самое сделали для основного общего образования (5-9 классы) по предметам: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, география, информатика, физика, биология, химия.
Например, по литературе для основного общего образования перечислили произведения, которые ученик должен прочитать самостоятельно или на уроках.
В новом стандарте для начальной школы прописали требования к образовательным результатам по годам обучения для русского языка, литературного чтения, иностранного языка, математики, окружающего мира.
То же самое сделали для основного общего образования (5-9 классы) по предметам: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, география, информатика, физика, биология, химия.
Например, по литературе для основного общего образования перечислили произведения, которые ученик должен прочитать самостоятельно или на уроках.
Тематические модули по учебным предметам
В новых ФГОС требования к результатам разделили на тематические модули по предметам. Для начального образования указали тематические модули по дисциплинам: изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. Для основного общего образования добавили ОБЖ, родной язык и родную литературу.
Кроме обязательных тематических модулей документ предусматривает те, которые можно изучать, если есть определенные природно-климатические условия и материально-техническое обеспечение. Например, растениеводство, животноводство. Для физкультуры – зимние виды спорта и плавание.
Кроме обязательных тематических модулей документ предусматривает те, которые можно изучать, если есть определенные природно-климатические условия и материально-техническое обеспечение. Например, растениеводство, животноводство. Для физкультуры – зимние виды спорта и плавание.
Новая программа воспитания
ФГОС третьего поколения подразумевает введение в школах программы с единым названием «Программа воспитания». В проекте начального образования она заменит две – Программу духовно-нравственного развития и воспитания и Программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни. В проекте основного общего образования ее введут вместо Программы воспитания и социализации обучающихся.
Самостоятельное решение о втором иностранном
В новой редакции стандартов указано, что обучать второму иностранному языку станут по заявлению учащихся или родителей и только при наличии в школе необходимых для этого условий.
В предыдущем поколении ФГОС предполагалось, что второй иностранный язык – это обязательная часть программы в 5–9-х классах. При этом школа самостоятельно решает, сколько учебных часов на него выделить.
В предыдущем поколении ФГОС предполагалось, что второй иностранный язык – это обязательная часть программы в 5–9-х классах. При этом школа самостоятельно решает, сколько учебных часов на него выделить.
Интересные материалы