Инклюзивное образование: как создать поддерживающую среду
11 января 2024
Инклюзивное образование – это не просто модный тренд, а необходимость современного общества. Оно направлено на обеспечение равных возможностей для всех учащихся, вне зависимости от их физических, умственных, социальных или эмоциональных особенностей. В этом материале подробнее рассказываем о том, как создать в учебном заведении поддерживающую среду.
Инклюзивное образование – это концепция, согласно которой абсолютно все дети включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками в обычных школах по месту жительства. Цель инклюзивного образования – создание условий для максимальной социализации детей с особыми потребностями, их успешной адаптации и полноценного развития потенциала.
Концепция инклюзивного образования
Концепция инклюзивного образования
- Все дети учатся вместе – это развивает толерантность и эмпатию у здоровых детей, формирует позитивное инклюзивное мышление и отношение к людям с инвалидностью.
- Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют возможность постоянно общаться со сверстниками, что способствует их социализации и максимально возможной самостоятельной жизни в будущем.
- Происходит взаимное культурное и нравственное обогащение всех учащихся, формируется атмосфера терпимости и уважения индивидуальных различий между людьми.
- Ранняя интеграция в общеобразовательную среду оптимизирует реабилитацию и коррекцию отклонений в развитии у детей с ОВЗ.
- Совместное обучение раскрывает внутренний потенциал каждого ребенка, повышает учебную мотивацию.
- Педагоги получают дополнительные компетенции по работе с особыми детьми, совершенствуют методики преподавания и оценивания.
- У здоровых детей и родителей снижаются психологические барьеры по отношению к людям с инвалидностью.
Как создать поддерживающую среду
- Адаптация физических условий
- Установка пандусов, поручней, подъемников, лифтов
- Расширение дверных проемов до ширины не менее 90 см
- При необходимости - обустройство отдельных специальных учебных классов с подъемно-поворотными партами, регулируемыми столами и стульями
- Обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры (столовая, библиотека, спортзал и пр.)
- Подготовка педагогов и администрации
- Проведение обучающих тренингов и семинаров по инклюзивному образованию
- Ознакомление с передовым международным опытом
- Разработка методических рекомендаций по работе с детьми с ОВЗ
- Повышение квалификации учителей в области коррекционной педагогики и специальной психологии
- Внедрение технологий командного взаимодействия специалистов по сопровождению особых детей
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Комплексная диагностика, консультирование и коррекционная работа с детьми с ОВЗ
- Оказание консультативной помощи педагогам и родителям
- Преодоление психологических барьеров в отношении инклюзии и особых детей
- Содействие в решении конфликтных ситуаций между учащимися, педагогами и родителями
Оборудование для инклюзивного образования
- Пандусы и лифты: Для обеспечения доступности школьного пространства учащимся на инвалидных колясках и с ограниченными возможностями передвижения.
- Специализированная мебель: Регулируемые столы и стулья, которые можно адаптировать под индивидуальные физические потребности учащихся.
- Тактильные полосы и знаки: Для учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие безопасность и ориентацию в пространстве.
- Специальное оборудование для слабовидящих и слепых: Включая увеличительные устройства, шрифт Брайля на оборудовании, аудиокниги и программы с голосовым управлением.
- Слуховое оборудование и системы FM: Для учащихся с нарушениями слуха, обеспечивающие четкое восприятие речи учителя и одноклассников.
- Интерактивные доски и сенсорные экраны: Помогают сделать учебный процесс более визуальным и интерактивным, что особенно важно для учащихся с особыми образовательными потребностями.
- Компьютеры и планшеты с соответствующим программным обеспечением: Для адаптивного обучения, включая программы для чтения с экрана, специализированные образовательные приложения.
- Специализированные учебные пособия: Например, учебники с увеличенным шрифтом, тактильные книги, обучающие игры и материалы для развития моторики.
- Оборудование для физической реабилитации и терапии: Включая спортивные и терапевтические тренажеры, которые могут использоваться для физического развития и реабилитации.
- Тихие комнаты и зоны отдыха: Пространства, где учащиеся могут отдохнуть и восстановиться, особенно важны для детей с аутизмом и сенсорными перегрузками.
Технологии в инклюзивном образовании
Внедрение технологий в инклюзивное образование открывает новые возможности для обучения и взаимодействия всех учащихся, вне зависимости от их индивидуальных особенностей. Рассказываем, как технологии могут способствовать созданию более инклюзивной образовательной среды:
- Адаптивное обучение: Современные образовательные платформы используют алгоритмы для адаптации учебного материала под индивидуальные потребности каждого ученика. Это позволяет учащимся с разными способностями и темпами обучения продвигаться в соответствии со своими уникальными возможностями.
- Ассистивные технологии: Специальные устройства и программы, такие как экраны с речевым выводом, программы для чтения с экрана и адаптивные клавиатуры, помогают учащимся с физическими ограничениями и нарушениями зрения или слуха более эффективно участвовать в учебном процессе.
- Интерактивные доски и приложения: Использование интерактивных досок и образовательных приложений может сделать учебный процесс более вовлекающим и интересным для учащихся с разными стилями обучения, включая визуальные и кинестетические методы.
- Виртуальная и дополненная реальность: Технологии VR и AR могут быть использованы для создания иммерсивных образовательных опытов, которые будут особенно полезны для учащихся с особыми образовательными потребностями. Они предоставят им возможность изучать материал в более контролируемой и вовлекающей среде.
- Игровые технологии в обучении: Игровые элементы и образовательные игры могут быть интегрированы в учебный процесс для повышения мотивации и вовлеченности учащихся, особенно для тех, кто испытывает трудности с традиционными методами обучения.
Заказать оборудование для инклюзивного образования
Заказать все необходимое для создания поддерживающий среды в рамках инклюзивного образования вы можете в нашей компании "Новация". К заказу доступны:
- мебель и средства передвижения;
- оборудование для проведения коррекционно-развивающей работы;
- интерактивное оборудование;
- адаптированные игры и пособия;
- реабилитационное оборудование;
- оборудование для занятий ЛФК;
- доступная среда.
Гарантируем высокое качество товаров и оперативную доставку по России.
- поможем выбрать нужные товары;
- подберем 3-5 КП;
- при необходимости соберем и установим заказанные товары.
Если у вас остались вопросы, свяжитесь с нами.
Позвоните по телефонам +7 (3452) 57-93-34, +7 (800) 200-52-53 или напишите на почту info@n-72.ru.
Интересные материалы

Создание доступной среды для детей с ОВЗ – важное требование к образовательным учреждениям.

В современном мире большую часть информации человек получает путем зрительного восприятия.

В современных образовательных учреждениях становятся все более актуальными инклюзивные классы.